Лицензирование банковской деятельности – процедура, которую проходят финучреждения для получения права проводить банковские операции. Регламентируется федеральным законом от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности».
Для получения лицензии вновь образованное юрлицо, планирующее вести банковскую деятельность, представляет в Банк России следующие документы:
- заявление;
- учредительные документы;
- протокол общего собрания учредителей;
- копии документов о регистрации учредителей;
- анкеты кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера и их заместителей;
- аудиторские заключения по финансовой отчетности учредителей-юрлиц;
- документы об источниках происхождения средств учредителей-физлиц;
- банковский бизнес-план;
- документы для подготовки заключения о соблюдении требований к проведению кассовых операций;
- согласие органа антимонопольной службы на создание банка (при необходимости);
- документы для регистрации первого выпуска акций, если банк создается в форме АО.
Также в соответствии с инструкцией Банка России от 02.04.2010 №135-И представляются:
- подтверждение оплаты 100% уставного капитала;
- регистрация отчета об итогах первого выпуска акций.
Существуют нескольких видов банковских лицензий. За получением расширенной или генеральной лицензии банк может обратиться не ранее, чем через два года после регистрации.
Осуществление банковских операций без лицензии может иметь такие самые разные последствия, начиная от взыскания сумм, полученных в результате проведённых операций, и штрафов до привлечения ответственных лиц к уголовной ответственности.
Получение лицензии на осуществление банковской деятельности – достаточно сложный процесс, занимающий немало времени. Поэтому в российских реалиях широко практикуется приобретение «готовых» банков, уже имеющих лицензии.