Индекс уверенности потребителей – это макроэкономический индикатор, отражающий настроения в обществе относительно общего состояния экономики и её ближайших перспектив. Индекс демонстрирует степень уверенности населения в завтрашнем дне, в стабильности своих доходов, готовность людей расходовать деньги на покупки. Общепринятым является положение о том, что чем лучше обстоят дела в экономике и чем радужнее её перспективы, тем больше значение показателя. И напротив, чем хуже идут дела, тем больше люди склонны деньги сохранять и меньше их тратить.
Индекс уверенности потребителей является так называемым опережающим индикатором, с помощью которого производители товаров и услуг получают сигналы, которые используются при принятии решений о наращивании, сохранении или сокращении производства. Также показатель используется участниками финансовых рынков при выборе инструментов инвестирования, например, акций компаний того или иного сектора экономики. Рост индекса применительно к США приводит, как правило, к укреплению доллара и росту стоимости биржевых активов, в том числе и в других странах.
В США ежемесячный расчёт индекса осуществляется некоммерческой организацией Confidence Board, начиная с 1967 года. Для расчёта проводится опрос 5 тыс. респондентов. Анкетирование затрагивает оценку текущей ситуации и ожиданий на полгода месяцев вперед, темы вопросов - условия жизни и бизнеса, занятость, доходы.