Индекс бигмака – это «шуточный» индикатор валютного рынка, предназначенный для установления курсов исходя из соображений покупательской способности. Индекс появился в 1986 году в британском журнале The Economist, как полушутливый пример, и после этого он стал ежегодно рассчитываться и публиковаться этим журналом.В основе индекса бигмака заложена идея о паритете покупательной способности валют. Суть паритета заключается в том, что если некий эталонный набор товаров стоит, например, в Великобритании 50 фунтов стерлингов, а в США - 100 долларов, то справедливое соотношение между этими валютами должно составлять 1:2, то есть один фунт стерлингов должен быть равен двум долларам (затраты на транспортировку при этом не учитываются).В качестве универсальной корзины журнале The Economist берёт стандартный бургер бигмак, поскольку рестораны McDonald’s имеются в любой стране. В 2012 году бигмак стоил в США 4,33 доллара, а в России - 75 рублей, что при переводе по тогдашнему курсу ЦБ (1 доллар = 33 рубля) составляло 2,29 доллара. Это означает, что рубль в 2012 году по сравнению с долларом был недооценён практически в два раза, и его справедливый курс на тот момент должен был составлять порядка 18 рублей за доллар.Некоторые экономисты предложили пересчитывать в бигмаки даже ВВП различных стран и их доли, приходящиеся на одного человека. Так родилось целое направление – «бургерономика».Несмотря на не слишком серьёзное отношению к индексу бигмака в экономическом сообществе, его можно считать индикатором определённых процессов в экономике и диспропорций в курсах валют.