Индекс потребительских цен – это макроэкономический индикатор, отражающий изменение стоимости потребительской корзины. Рассчитывается, как отношение стоимости корзины за отчётный период к аналогичному показателю за базовый период. В качестве последнего может браться предшествующий интервал времени либо фиксированный. В США базовый период – 1984-1986 гг., в России отсчёт ведётся относительно конца предшествующего года и месяца соответственно.
При расчёте индекса потребительских цен наиболее спорным моментом является модель потребительской корзины по её наполнению и изменению. В корзину входят продукты питания, одежда, содержание жилого помещения, коммунальные услуги и связь, транспортные средства, медицинское обслуживание, образование и развлечения. Для объективного отражения изменений затрат корзина должна соответствовать реальной структуре потребления, которая со временем неизбежно меняется. Так, раньше мобильная связь не могла включаться в корзину по причине её отсутствия, а сегодня затраты на неё весьма существенны. Изменения в составе корзины, будь то включение новых товаров или изменение их долей, делают предыдущие данные с текущими не вполне сопоставимыми, что приводит к искажению индекса потребительских цен. С другой стороны, если оставлять корзину неизменной, то через некоторое время она будет отличаться от реальной структуры потребления. Поэтому методики расчёта принимают во внимание эти обстоятельства и вводят поправочные коэффициенты, которые позволяют учитывать изменения в структуре потребления и в тоже время обеспечивают сопоставимость показателя в разные временные промежутки.