Инфляционное таргетирование – это совокупность мер, которые реализуются государственными органами и/или финансовым регулятором страны или группой стран (Центробанком) для достижения целевого уровня инфляции.
Таргетирование реализуется поэтапно:
- установка целевого уровня инфляции на определённый период, как правило, календарный год, исходя из целей экономического развития;
- разработка программы мероприятий по проведению денежно-кредитной политики, направленных на достижение целевого уровня инфляции;
- реализация мероприятий и их корректировка в зависимости от текущей экономической ситуации и реального уровня инфляции;
- анализ результатов проведённых мероприятий, их эффективности с точки зрения достижения целевого уровня инфляции.
Один из основных инструментов проведения денежно-кредитной политики по достижению целевого уровня инфляции – регулирование Центробанком величины ключевой ставки. Повышение ключевой ставки влечёт за собой рост процентных ставок в коммерческих банках, увеличивая привлекательность сбережений и, соответственно, уменьшая спрос на кредиты и в конечном счёте количество денег в реальной экономике, что ведёт к снижению уровня инфляции. Понижение ключевой ставки приводит к обратным последствиям.
Классическим примером инфляционного таргетирования является денежно-кредитная политика ФРС США. Для оживления американской экономики, серьёзно пострадавшей от мирового финансового кризиса 2008 года, регулятор снизил процентную ставку до нулевого уровня и держал её на протяжении нескольких лет до середины 2010-х годов. Целевой уровень инфляции был установлен на отметке 2% в год, и при появлении признаков экономического роста (увеличение ВВП, снижение уровня безработицы) и приближении реальной инфляции к целевому уровню ФРС начал плавно повышать ключевую ставку.