Демпинг – это реализация товаров и услуг по цене значительно ниже среднерыночной, зачастую даже ниже себестоимости производства продукции. Считается одним из инструментов недобросовестной конкуренции, в то же время может применяться государством для ограничения «аппетитов» производителей и поддержки потребителей.
Демпинг может преследовать разные цели, среди которых:
- захват долей рыночных сегментов, вытеснение с них конкурентов. Продукция по низким ценам предлагается на определённом промежутке времени, после чего цены на неё вновь повышаются, поскольку постоянно работать себе в убыток могут позволить себе далеко не все структуры. Классическим примером может быть вытеснение с рынка путём демпинга небольших магазинов крупными сетями;
- реализация «залежалого» товара. Практикуется для избавления от складских остатков и обновления линеек продукции в виде различных сезонных и тематических акций;
- поддержка государством социально уязвимых слоёв населения, например, путём предоставления субсидий банкам, выдающим ипотечные кредиты по пониженным ставкам, что вынуждает коммерческие банки, не имеющими доступа к «дешёвым» деньгам, также предлагать более привлекательные условия своим клиентам.
В ряде стран для противостояния недобросовестной конкуренции приняты антидемпинговые законы. Если говорить о международной торговле, то антидемпинговые меры предполагают взимание дополнительных пошлин на ввозимые товары с тем, чтобы импорт дешёвой продукции не подрывал позиции внутренних производителей.
Иногда демпингом называют явление, которое заключается в ценовом разрыве по однородной продукции между разными регионами мира. Например, ставки по кредитам на Западе гораздо ниже российских. Однако говорить о недобросовестной конкуренции или государственном протекционизме в таких случаях не приходится, поскольку низкие ставки в западных банках сформировались на основе рыночной конкуренции в секторе.