Микроэкономика – это направление экономической науки, в рамках которого исследуются взаимоотношения между рыночными секторами, хозяйствующими субъектами и потребителями. Микроэкономику следует отличать от макроэкономики: последняя использует аналогичный инструментарий, но анализирует явления в масштабах стран, групп стран и всего мира.
В состав основных объектов исследования микроэкономики входят:
- состояние отдельных рыночных сегментов;
- объёмы выпуска, распределения и потребления конкретных видов товаров и услуг;
- принципы принятия решений хозяйствующими субъектами и производимых ими действий;
- альтернативы в условиях ограниченного количества ресурсов.
С точки зрения микроэкономики каждый хозяйствующий субъект решает для себя, что, как, для кого и в каком количестве производить, какие ресурсы отвести под текущие потребности и что оставить на перспективу, сберечь и инвестировать.
В современной микроэкономике выделяют четыре основных направления:
- анализ закономерностей образования потребительского спроса, доминирующей в этом направлении является теория о предельной полезности;
- наблюдение за отдельными хозяйствующими субъектами, ведущими деятельность в конкретных рыночных условиях;
- изучение рынков и механизмов ценообразования, исследование соотношения спроса и предложения, в том числе на рынках с развитой и неразвитой конкуренцией.
Существует ряд прикладных дисциплин, тесно связанных с микроэкономикой: теория выхода субъектов на рынок, экономика занятости, теории инноваций и товарных знаков и другие.