Государственный внутренний долг – это финансовые обязательства государства, возникшие в связи с заимствованием из внутренних источников – средств коммерческих организаций и населения страны.
В России существуют следующие формы внутреннего заимствования:
- государственные краткосрочные и долгосрочные облигации;
- облигации государственного займа;
- облигации валютного государственного займа;
- казначейские векселя и обязательства.
Это ценные бумаги, которые могут размещаться на первичном и вторичном рынках, и доступные для приобретения как юридическими лицами, так и населением. По облигациям выплачивается купонный доход, эти инструменты инвестирования считаются высоконадёжными, а их доходность сравнима или немного превышает доходность срочных банковских вкладов. По истечении срока действия ценных бумаг государство осуществляет их выкуп у держателей, периодически размещая новые долговые обязательства.
В более широкой трактовке государственный внутренний долг рассматривается, как совокупность обязательств, выраженная не только в размещении гособлигаций, но и в задолженности по зарплате бюджетникам, по расчётам с юрлицами, исполняющими госзаказы, и по обязательствам, возникшим в связи с предоставлениями госгарантий.
Объёмы государственного внутреннего долга регулируются, на них накладываются законодательные ограничения, а превышение лимитов допускается путём принятия отдельных нормативных актов.
Государственный внутренний долг – это палка о двух концах, как и любое заимствование вообще. С одной стороны, это возможность привлекать дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для реализации важных государственных программ. С другой, они влекут за собой необходимость погашать долг, что приводит к увеличению нагрузки на бюджет.