Отказ от кредита со стороны заёмщика может происходить на разных этапах его оформления и по различным причинам.
Потенциальный заёмщик для получения кредита представляет в финучреждении анкету-заявление, в которой указывает необходимые сведения. Если анкета выполняет роль оферты (предложения) заявителя банку заключить кредитный договор, то в этом случае при положительном решении заявка автоматически трансформируется в кредитный договор, а денежные средства зачисляются на счёт заемщика. В такой схеме отказаться от кредита можно лишь до момента одобрения заявки, а после этого кредит можно закрыть только путём досрочного полного погашения.
Если анкета является источником информации для оценки его платёжеспособности заявителя, то в этом случае при одобрении заявки он приглашается в отделение банка для заключения кредитного договора. Как правило, воспользоваться кредитом клиент может в течение 30-ти дней после принятия одобрения заявки. В случае ипотечных кредитов у заявителя есть в запасе три-четыре месяца для подбора квартиры.
Заявители не всегда приходят за одобренными кредитами потому, что они «для верности» подают заявки в несколько банков и выбирают тот, где ему предложат наилучшие условия.
Много отказов поступает в отношении ипотечных кредитов. Ведь зачастую заявители просто не успевают подобрать подходящие объекты недвижимости в отведённые сроки.
Основные причины отказов по потребительским кредитам и кредитным картам – недостаточная скорость рассмотрения заявок, а также индивидуальные условия, на которых банки одобряют кредиты: зачастую заявителям по результатам их оценки предлагаются меньшие суммы или повышенные процентные ставки, чем те, на которые они изначально рассчитывали.