Дополнительные расходы при ипотечном кредитовании – это затраты заёмщиков, производимые помимо выплаты собственно долга по кредитам. Состав расходов определяется условиями конкретного ипотечного продукта.
Дополнительные расходы могут быть единоразовыми и регулярными, а также обязательными и необязательными. Практика ипотечного кредитования показывает, что суммарно величина таких расходов достигает иногда 10% суммы кредита. В их состав могут включаться затраты на:
- проведение оценки стоимости приобретаемой недвижимости;
- проверку объекта банком, которая в основном осуществляется в отношении строящегося жилья;
- оформление документов для государственной регистрации прав на приобретаемую недвижимость и оплату госпошлину;
- оформление договоров страхования, ежегодно возобновляемых. Обязательным является страховка покупаемого объекта от рисков повреждения и утраты, необязательным (как правило) – личное страхование жизни и здоровья, от рисков утраты права собственности, а также страхование ответственности заёмщика от невозврата кредита;
- оплату услуг посредников – риэлтеров, ипотечных брокеров. Эти затраты могут быть довольно значительными и достигать несколько процентов от суммы кредита;
- оплату услуг нотариусов;
- оплату комиссии за рассмотрение заявки за кредит. В настоящее время такое взимание денег с заявителя является анахронизмом;
- оплату комиссии за выдачу кредита. Такая практика становится всё менее распространённой, и многие финучреждения, хотя и не все, от неё отказались;
- оплату комиссии за выдачу наличных средств;
- внесение изменение в кредитный и ипотечный договоры;
- выдачу банком различных справок и разрешений.
При рассмотрении условий того или иного ипотечного продукта потенциальному заёмщику следует тщательно ознакомиться с тем, какие дополнительные расходы ему предстоят. Зачастую низкие процентные ставки нивелируются дополнительными расходами и, тем самым, предложения с высокими процентными ставками могут в итоге оказаться более выгодными.