Спрос в рыночной экономике – это категория, отражающая общественные потребности в определённой продукции (товарах, услугах) и возможность их приобрести (получить) в конкретное время по определённой цене.
Основой спроса является полезность продукции, наложенная на покупательную способность (уровень доходов потребителей). На величину спроса оказывает влияние несколько факторов:
- цена продукции;
- потребительские предпочтения;
- инфляционные ожидания;
- покупательная способность потребителей.
При изменении этих факторов происходит изменение величины спроса и её динамики. Кривая спроса в зависимости от цены показывает, какое количество продукции потребители могут приобрести на том или ином ценовом уровне, и отражает действие закона спроса: чем выше цена, тем ниже спрос.
При анализе динамики спроса на тот или иной товар (услугу) важным является показатель так называемой эластичности, который отражает степень чувствительности потребительской аудитории к изменениям цены. Математически это производная функции зависимости величины спроса от цены. Эластичность спроса связана с изменением не только цены, но и уровня доходов потребителей, поэтому различают эластичность спроса по цене и по доходам.
Знание показателя эластичности спроса имеет практическую ценность: продавцы товара с высокой эластичностью могут пойти на снижение цены с целью значительно нарастить объём продаж и в конечном итоге получить больше дохода, чем если бы цена была установлена на более высоком уровне.
Для продукции с низкой эластичностью спроса такой подход не будет эффективным, поскольку при снижении цены продажи вырастут незначительно и не смогут компенсировать упущенные доходы.
На высоко конкурентном рынке спрос на товары (услуги) будет эластичным, поскольку даже незначительное повышение цены одним из продавцов будет стимулировать потребителей обращаться за продукцией к конкурентам, предлагающим этот же товар (услугу) за меньшую стоимость.