Возмещение по вкладам в случае отзыва лицензии у банка осуществляется в рамках функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц. При наступлении страхового случая, как правило, отзыва лицензии у финучреждения Банком России, в действие вступает механизм возмещения, в котором основным звеном является Агентство по страхованию вкладов (АСВ).
Для получения возмещения вкладчик может обратиться в период времени, начиная с момента отзыва у банка лицензии до окончания процедуры ликвидации. В случае пропуска этого срока по уважительной причине он может быть восстановлен решением АСВ. Порядок подачи документов для получения возмещения публикует АСВ путём размещения объявления в «лопнувшем» банке и почтовой рассылки каждому вкладчику.
Вкладчик предоставляет в АСВ или банк, получивший от АСВ полномочия на выплату возмещений, заявление и паспорт (удостоверение личности), по которому был оформлен вклад, при личном посещении АСВ или уполномоченного банка и почтовым отправлением. Выплата возмещения производится, начиная от 14 дней с даты наступления страхового случая, а его размер определяется в соответствии с данными, содержащимися в реестре вкладчиков.
Получать возмещение может не только вкладчик, но и его представитель. Кроме того, право на получение возмещения имеют наследники вкладчика в случае смерти последнего.
Выплата возмещений производится в рублях, если же вклад был открыт в иностранной валюте, то его сумма пересчитывается в рубли по курсу, который был установлен Банком России на момент наступления страхового случая.
Следует учитывать и такие нюансы, как наличие нескольких вкладов или кредита, оформленных в этом же банке. В первом случае возмещение выплачивается, исходя из общей суммы вкладов, во втором размер возмещения уменьшается на величину задолженности заёмщика.
Максимальный размер возмещения составляет 1,4 млн рублей. Если сумма вклада (вкладов) клиента превышала это значение, то оставшаяся часть средств может быть возвращена в ходе процедуры ликвидации банка.