Скоринг (англ. scoring) – оценка клиентов финансовых структур с точки зрения их платёжеспособности и благонадёжности. Основана на использовании математических моделей, специализированного программного обеспечения и поисковых технологий, позволяющих оценить потенциального или реального заёмщика по различным критериям.
На сегодняшний день скоринговые системы представлены следующими основными группами:
Application-scoring. Применяется для оценки платёжеспособности и надежности потенциального заёмщика, обратившегося в банк или МФО за кредитом. Результаты оценки используются для принятия решения о выдаче кредита;
Collection-scoring. Применяется в отношении «проблемных» заёмщиков, допускающих просрочки по кредитам или вовсе прекратившим погашать долг. Результат работы системы выражается в наборе рекомендаций специалистам банков, МФО и коллекторских агентств по работе с должниками;
Behavioral-scoring. Производит оценку вероятного поведения заёмщика в будущем на основе анализа исторических данных, то есть предшествующих действий, например, операций с кредитными картами. Используется для корректировки параметров выданных кредитов, в том числе изменения лимитов;
Fraud-scoring. Применяется для оценки вероятности мошенничества со стороны клиентов.
Банки и МФО используют скоринговые системы как собственной разработки, так и представленные на рынке программного обеспечения готовые продукты. Применение скоринговых систем даёт возможность финансовым структурам прогнозировать наступление неблагоприятных событий, снижать риски невозврата выданных кредитов и займов и эффективно строить работу с должниками, которые не исполняют свои обязательства.