Как защититься от мошенничества при оформлении военной ипотеки
Военная ипотека – форма государственной помощи военнослужащим в приобретении жилья. Но этот вид поддержки связан с рисками, обусловленными как юридическими нюансами таких сделок, так и распространёнными случаями мошенничества в сфере недвижимости. Разберёмся, на что стоит обратить внимание перед заключением договора купли-продажи.
Риски мошенничества
Сделки с недвижимостью традиционно относятся к высокорисковым, так как в этой сфере часто встречаются случаи обмана. К стандартным махинациям относятся:
1. Продажа квартиры по поддельным документам
Во-первых, убедитесь в том, что квартира принадлежит продавцу. Сделать это просто – по выписке из ЕГРП. Если сомневаетесь в подлинности документа, закажите ещё один экземпляр самостоятельно. Сделать это можно в отделении МФЦ, зная адрес или кадастровый номер объекта. Выписка покажет собственника, наличие или отсутствие обременений (например, право пожизненного пользования, залог и т.д.), а также реальные характеристики объекта.
Проверить наличие обременений также можно онлайн на сайте Росреестра. Для этого также понадобится полный адрес либо кадастровый номер объекта. Обратите внимание и на правоустанавливающие документы (договор купли-продажи, участия в долевом строительстве, дарения, решение суда и т.д.).
2. Замена объекта
Речь идёт о случаях, когда покупателю показывают одну квартиру, а по документам продают совершенно другой объект. Чтобы избежать подобного обмана, внимательно проверяйте действительный адрес объекта. Обычно сложностей с этим не возникает, так как адресные указатели есть практически везде. Не лишним будет и проверить расположение дома по картам. Расчёт здесь на спешку, невнимательность и на то, что человек не ориентируется в этом районе (городе). Если речь идёт о строящемся доме, обратитесь к представителям застройщика, которые подтвердят соответствие объекта указанному в договоре.
3. Квартира умершего владельца
Можно столкнуться со схемой, когда продают квартиру, чей владелец только что умер. Для этого могут использовать паспорт этого лица либо поддельную доверенность. Затем объявляются наследники, признают сделку недействительной, и покупатель остаётся без денег и без жилья. Избежать этой схемы можно также путём тщательной проверки документов.
Так, если речь идёт о доверенности – убедитесь в действительности документа, проверьте нотариуса, который его заверял. Внимательно относитесь к ситуациям, когда доверенность выдана стороннему лицу. Не помешает поспрашивать об отношениях с владельцем квартиры, о возможности пообщаться с ним. Если что-то кажется подозрительным, лучше отказаться от сделки.
Стоит учитывать, что эти схемы могут быть направлены не только на получение всей суммы по договору, но и на получение аванса или задатка. Поэтому проверять документы стоит перед заключением предварительного договора, а не после. Если покупателя торопят, не представляя документы, это основание заподозрить неладное. Если дело дошло до сделки, используйте сейфовую ячейку в банке для расчетов – при недействительности документов Росреестр откажет в регистрации, и мошенники не получат доступ к деньгам.
Особенности оформления военной ипотеки
До этого речь шла о махинациях, с которыми можно столкнуться на любой сделке, но военная ипотека имеет ряд особенностей, которые также надо учитывать, чтобы грамотно воспользоваться этой мерой поддержки. К ним относятся:
- Если военнослужащий увольняется до выплаты ипотеки, то государство продолжает погашать долг, если его стаж составляет не менее 20 лет. В противном случае выплачивать остаток суммы придётся собственными средствами.
- Право на получение кредита возникает только после истечения трёх лет с момента регистрации в накопительно-ипотечной системе. Стаж роли не играет.
- На момент полной выплаты кредита военнослужащему не должно быть больше 45 лет. Не забывайте про это при определении срока исполнения обязательства.
- Срок действия сертификата составляет 6 месяцев, поэтому тянуть с поиском квартиры после получения документа не стоит, хотя и торопиться – не лучший выбор. Лучше всего определить критерии объекта ещё на этапе оформления помощи.
- Дополнительные расходы государством не оплачиваются (оценка, страхование и т.д.).
Знание этих нюансов и внимательность при совершении сделки минимизирует риски. Главное же, что стоит запомнить, – как бы ни было мало времени, никогда не выходите на сделку, не проверив досконально документы.