Поделиться
Как избавиться от телефонного спама


Как отличить спамеров от мошенников
Спам — это массовая рассылка или обзвон людей, которые не давали на это согласия или согласились, сами того не зная, и больше не хотят получать навязчивые сообщения.
Телефонные спамеры — это люди или организации, которые звонят, чтобы продать вам свои товары или услуги, рассказать об акциях или собрать ваши данные. Есть несколько типов телефонных спамеров. Вот некоторые из них:
- Сотрудники коммерческих организаций. Звонят с целью предложить товары или услуги, часто навязчивы и используют агрессивные методы продаж. Обычно это банки или крупные компании, например, страховые, которые предлагают услуги, обещая крайне низкие цены и выгодные условия.
- Автоматизированные системы, роботы. Это программное обеспечение, которое автоматически совершает массовые звонки. Когда человек берет трубку, он слышит заранее записанное сообщение. Такие звонки часто используют для анонсирования акций или предоставления информации. Например, звонки о закрытии магазина и невероятных скидках.
- Сотрудники исследовательских компаний. Некоторые спамеры говорят, что они представляют исследовательские агентства, которые проводят опросы. Хотя такие звонки могут выглядеть легитимными, часто эти люди просто собирают контакты для дальнейшего спама.
При этом телефонные мошенники — люди, которые звонят, чтобы получить материальную выгоду с помощью обмана. Часто они представляются сотрудниками банков, государственных органов или курьерами. Их основная стратегия — манипуляция доверием и страхом жертвы. Подробнее о том, какие мошеннические схемы бывают, читайте в материале «Новые схемы мошенничества: как защитить себя и своих близких».
Куда пожаловаться на спамеров
Если компания докучает вам звонками, можно обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и Федеральную антимонопольную службу России (ФАС) — именно они рассматривают подобные жалобы. Роскомнадзор защищает персональные данные, а ФАС контролирует соблюдение закона о рекламе.
Вот что можно сделать.
- Подать жалобу сотовому оператору на сайте ФАС России. Выберите оператора из списка и заполните анкету. Подать жалобу можно компаниям Билайн, Теле2, МТС, МегаФон, Yota. Но тот факт, что вы заполнили форму, не считается обращением в ФАС России, поэтому ответа от антимонопольной службы ждать не стоит.
- Подать жалобу на сайте Роскомнадзора. Приложите к своему обращению доказательства телефонного спама — например, скриншот или запись разговора, а также номер, с которого был звонок.
- Подать жалобу непосредственно в ФАС, если вы не давали согласие на рекламу и считаете ее незаконной. Для этого составьте обращение, укажите в нем свои доводы с правовым обоснованием, приложите доказательства. Подать жалобу можно в письменном виде — лично или заказным письмом. Также есть возможность подать жалобу онлайн: отправьте ее на электронную почту delo@fas.gov.ru или через электронную форму на сайте ФАС России.
Как блокируют спам-звонки операторы связи
Мобильные операторы связи тоже применяют различные методы и технологии, чтобы избавить своих клиентов от спама. Подходы зависят от региона, страны и конкретного оператора, но есть несколько общих стратегий.
- Идентификация и маркировка звонков. Оператор может создать базу данных с номерами спамеров — информацию о них получают на основе пользовательских жалоб и аналитики. Эти базы могут постоянно обновляться на основе новой информации. Кроме того, операторы используют алгоритмы и технологии машинного обучения, чтобы анализировать трафик звонков. Если кто-то регулярно совершает со своего номера множество вызовов за короткий промежуток времени, система может определить номер как потенциально нежелательный.
- Блокировка звонков. Если номер оказывается в черном списке, операторы могут автоматически блокировать звонки с него. Некоторые операторы помечают звонки от спамеров: тогда клиент, которому они звонят, видит на экране телефона соответствующую надпись.
Например, у МТС есть платная услуга блокировки телефонного спама. У Мегафона опция определения подозрительных звонков входит в услугу бесплатного определителя номера. Билайн за дополнительную плату определяет неизвестные номера, но не блокирует их. Т-Мобайл бесплатно переводит подозрительные звонки на голосового помощника. - Обратная связь от пользователей. Операторы предлагают пользователям возможность сообщать о нежелательных звонках. Эти жалобы используют, чтобы обновить базу данных спамеров и улучшить фильтры.
Как ограничить спам в настройках телефона
Современные смартфоны имеют встроенные функции и настройки, которые позволяют уменьшить количество поступающего спама. Например, пользователь может блокировать каждый входящий номер, с которого звонил спамер. Для этого необходимо открыть карточку входящего номера и нажать кнопку «Заблокировать», тогда номер попадет в черный список.
В некоторых телефонах есть такая функция «Белый список», в который можно добавить номера, с которых вам можно звонить, а вызовы с остальных номеров операционная система будет блокировать.
Ручная блокировка помогает справиться со спамом, но не всегда эффективно: ее приходится долго настраивать, к тому же спамеры часто меняют номера, поэтому блокируемый список будет расширяться бесконечно. Кроме того, есть риск, что вы заблокируете по-настоящему нужный номер — например, банка, в котором у вас открыт счет.
Ограничить входящие звонки с неизвестных номеров можно и через другие настройки телефона.
Чтобы сделать это на Android, выполните следующие шаги:
1. Запустите приложение «Телефон» — в нем отображаются все последние вызовы. Затем нажмите на три точки или кнопку «Меню» в правом верхнем углу экрана и выберите «Настройки», «Настройки звонков» или «Антиспам».
2. Найдите раздел «Заблокированные номера» или «Блокировка вызовов».
3. В разделе «Блокировка вызовов» можно выбрать, какие звонки операционная система должна блокировать автоматически.
В iPhone, начиная с iOS 13, есть функция «Заглушение неизвестных абонентов». Если она включена, то любые номера, которых нет в вашем списке контактов, переходят напрямую на голосовую почту. Чтобы включить эту функцию, выполните следующие шаги:
1. Откройте «Настройки», затем прокрутите вниз, нажмите «Приложения», далее нажмите на «Телефон».
2. Найдите «Заглушение неизвестных» и сдвиньте ползунок вправо.
3. Готово. Люди, которых нет в списке ваших контактов, больше не будут звонить.
Какие приложения для борьбы со спамом стоит попробовать
От телефонного спама и нежелательных звонков также защищают различные сервисы. Делимся подборкой из трех наиболее популярных и эффективных приложений, доступных на платформах Android и iOS.
1. Truecaller. Одно из самых популярных приложений для идентификации звонков и блокировки спама. У него есть большая база данных телефонных номеров и оно может автоматически определять, относится ли звонок к мошенническим или нежелательным.
2. Kaspersky Who Calls. Приложение определяет, какой организации принадлежит номер, с которого поступает звонок, и показывает ее название, а также категорию — например, «Займы», «Медицинские услуги», «Связь и интернет» и так далее. Еще сервис уведомляет, были ли жалобы на спам или мошенничество с данного номера, и позволяет автоматически блокировать вызовы с нежелательных номеров.
3. Приложение «Яндекс». Здесь есть бесплатный определитель номера, который распознает, с какой целью звонят, и показывает результат на экране телефона — пользователь может решить, брать или не брать трубку. Также приложение может автоматически блокировать нежелательные вызовы.
Вывод
Есть несколько способов защитить себя от телефонного спама. Во-первых, можно пожаловаться на компанию, которая злоупотребляет звонками, своему оператору связи, а также в Роскомнадзор или ФАС России. Кроме того, можно блокировать каждый отдельный вызов от спамера, а еще заблокировать звонки с неизвестных номеров в настройках телефона. Если решите воспользоваться специальным приложением для блокировки спама, почитайте о его функциях и убедитесь, что оно совместимо с вашей операционной системой, а также обратите внимание на отзывы пользователей и рейтинг приложения в Google Play Store или App Store.




















