Отказались продать ОСАГО? Скорее всего, это незаконно. Рассказываем, как действовать

По закону страховая компания может отказать в продаже ОСАГО лишь в нескольких случаях. Но часто компании не отказывают прямо, а всячески саботируют процесс продажи полисов. Рассказываем, что делать, если компания тянет с продажей или отказывается продавать ОСАГО.

Осенью 2021 года вновь появились сообщения о том, что страховые компании отказывают водителям в покупке ОСАГО. Только за первые полгода число жалоб на страховщиков выросло на 21% по сравнению с 2020-м. В ситуацию вмешался ЦБ: он напомнил, что это незаконно. Почему так происходит и что делать в такой ситуации?

Почему отказывают в продаже ОСАГО

В 2021 году ситуация похожа на ту, что была в 2014-2016 годах: тогда изменили порядок формирования тарифов и поправочных коэффициентов. В результате страховым стало невыгодно оформлять полисы некоторым категориям водителей, и они начали всячески саботировать процесс.

Сейчас с такими проблемами, как правило, сталкиваются молодые водители — от 18 до 25 лет. Полис ОСАГО для них стоит дороже остальных: повышающий коэффициент в этом случае составляет 1,87, то есть почти в два раза дороже стандартного полиса. Точная сумма зависит от страховой компании, региона, конкретного автомобиля и других факторов. К примеру, если вы добавляете водителя в возрасте 18 лет в полис, стоимость возрастает с 7000 до 25 000 рублей — больше, чем в три раза.

Объективная статистика говорит, что большинство аварий происходят по вине водителей в возрасте 30–40 лет, и здесь же — самая высокая смертность. Но страховые компании в случае с новичками все равно оценивают свои риски выше и предпочитают отказывать под разными предлогами:

  • Технические сбои в системе или на сайте (если полис оформляют онлайн);
  • Проблемы с доставкой СМС-кодов для подтверждения;
  • Длительная проверка автомобиля (до месяца и больше);
  • Завышение стоимости;
  • Отсутствие бланков;
  • Неполный пакет документов;
  • Навязывание дополнительных страховок.

Главная цель — не озвучить прямой отказ, а максимально затянуть процесс, чтобы клиент обратился в другую компанию. Проблемы начинаются, когда ни одна компания не выдает полис.  

Читайте также: Почему страховые компании не продают каско отдельным гражданам

В 2022 году ЦБ планирует снова расширить тарифный коридор: тогда страховщики смогут снижать стоимость ОСАГО для надежных водителей и повышать — для водителей из группы риска (включая новичков). Можно предположить, что в ожидании этих изменений страховые компании не хотят брать на себя высокие риски и попросту тянут время.

Со сложностями сталкиваются и те, кто хочет оформить полис на короткий срок — например, три месяца. Это минимальный срок, установленный законом. В этом случае страховщики пытаются защититься от мошенников: те часто оформляют краткосрочные полисы, чтобы получить выплаты по подставным ДТП. Дело может быть и в технических ограничениях: некоторые онлайн-системы по умолчанию не позволяют оформить полис меньше чем на один год.

Читайте также: Что делать, если не удается оформить ОСАГО на сайте нужной компании?

Что говорит закон

Согласно ст. 426 ГК РФ, страховая компания может отказать в оформлении ОСАГО только в следующих случаях:

  • Неполный пакет документов: например, нет доверенности, если полис оформляет третье лицо. Если вы предоставили не все документы или допустили ошибки в заявлении, страховая должна сообщить об этом в тот же день и принять новую заявку.
  • Сбой при обмене данными между страховщиком и РСА (Российский союз автостраховщиков). В этом случае нужно дождаться, пока система заработает, и повторить попытку. Если так происходит несколько раз подряд, страховая обязана выдать вам письменное подтверждение, что полис невозможно оформить, и исправить проблему.
  • Водитель отказался предоставить ТС для осмотра. Согласно п. 1.7 Правил ОСАГО, страховая компания вправе потребовать у вас автомобиль для осмотра, если вы заключаете договор очно, а не в электронном виде. Место осмотра выбирают по соглашению обеих сторон, то есть вам не вправе навязывать конкретный салон или автосервис.

В остальных случаях компания не имеет права вам отказывать. Более того: на основании ст. 15.34.1 КоАП РФ такой отказ является административным правонарушением, и за него грозит штраф.

Если вы собрали все документы и предоставили ТС для осмотра, а вам все равно отказывают — это повод подать жалобу или даже судебный иск. То же касается и «технических сбоев», которые повторяются каждый раз, когда вы пытаетесь оформить полис.  

Читайте также: Что делать, если не удается оформить полис е-ОСАГО через систему «е-Гарант»?

Что делать, если при оформлении е-ОСАГО в списке нет нужной модели транспортного средства?

Что делать, если отказывают в покупке страховки

1. Отправьте в страховую компанию письменный запрос на оформление полиса — обычной или электронной почтой. Это нужно, чтобы получить хоть какой-то письменный ответ. К запросу приложите заявление по форме, утвержденной приказом Минфина России от 01.07.2009. Согласно правилам оформления ОСАГО, вам должны ответить в течение 30 дней.

2. Если вам отказали, соберите доказательства:

  • приложите письменное заявление на оформление ОСАГО, подписанное и отправленное вами;
  • приложите переписку с компанией — электронную, по обычной почте или в чате;
  • получите письменный отказ: страховая обязана его выдать, согласно ч. 1 ст. 445 ГК РФ, а копии отправить в ЦБ и РСА;
  • запишите диалог с представителем на видео или диктофон;
  • заручитесь поддержкой свидетелей, если вы пришли в офис не одни.

3. Отправьте жалобу в ФАС, ЦБ РФ или РСА, приложив все доказательства.

4. Если жалоба не помогла и страховщик на нее не реагирует, обратитесь в суд — на основании п. 4 ст. 445 ГК РФ — или в прокуратуру. В этом случае договор начнет действовать, когда вступит в силу решение суда, а страховая компания должна будет возместить вам все судебные издержки.

Читайте также: Что делать, когда страховая компания отказывает в оформлении полиса ОСАГО из-за нулевого водительского стажа?  

Как вписать нового водителя в полисы ОСАГО и каско?

Что делать, если при покупке ОСАГО навязывают допы

Иногда при оформлении ОСАГО страховщики навязывают дополнительные страховки. Чаще всего так делают с клиентами из повышенной группы риска — то есть с водителями без стажа и/или в возрасте от 18 до 25 лет. Компании знают, что этим категориям часто отказывают, и пытаются убедить, что без страхования жизни или дополнительных рисков полис будет стоить дороже или его вовсе не оформят. И то и другое незаконно: согласно п. 2 ст. 16 Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей», клиенту нельзя навязывать товары и услуги в дополнение к основным и отказывать в покупке на этом основании. Требуйте у представителя компании детальную расшифровку условий и письменный отказ в оформлении договора. Если ни того, ни другого вам не предоставили, действуйте как в случае с отказом: собирайте доказательства, отправляйте жалобу в РСА и ЦБ или судебный иск.

Читайте также: Каско для мотоциклов и мотороллеров

Каско для старых автомобилей

Как застраховать по ОСАГО мотоцикл?

Что делать, если вместо застрахованного по ОСАГО автомобиля в базе страховой компании числится мотоцикл?

Можно ли водить машину без полиса?

Нет, нельзя. Согласно № 40-Ф3 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», каждый владелец ТС должен иметь действующий полис ОСАГО. Штраф за отсутствие страховки составляет 800 рублей (ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ).

Помимо штрафа, в случае ДТП страховая компания пострадавшего может подать регрессный иск в адрес виновника, если у него нет полиса ОСАГО (ч. 1 №40-ФЗ). Это значит, что вам придется возместить страховой компании ту сумму, которую она выплатит пострадавшему (своему клиенту) за ущерб.

Читайте также: Можно ли поставить авто на учет, если не начался срок страхования по полису ОСАГО?

Все про ОСАГО без ограничений

Как оформить электронное ОСАГО без VIN-номера?

Что делать, если страховщик досрочно разорвал договор

Страховая компания может расторгнуть договор, если посчитает, что водитель предоставил неверные сведения — например, указал неверные ТТХ автомобиля или адрес регистрации (п. 1.15 Правил ОСАГО). В среднем, это происходит в 15% случаев, а в 2% неверные данные напрямую влияют на размер страховой премии, которую выплачивают при ДТП. В таком случае при расторжении договора деньги вы не получите (п. 1.16 Правил ОСАГО).

Если компания расторгает договор из-за некорректных данных, предоставьте полный пакет документов с актуальной информацией: оригиналы и копии паспорта, водительских прав, ПТС. Страховщик обязан рассмотреть их и оформить новый договор. Если он отказывается вносить исправления, можно действовать аналогично тому, как мы описали выше: собрать все доказательства, обратиться с заявлением в РСА и ЦБ, а затем — в суд.

Читайте также