Поделиться
Какие модели машин страхуют чаще всех


О том, что волнует российских автомобилистов, рассказал в эксклюзивном интервью Финуслугам глава Национальной страховой информационной системы (НСИС), являющейся оператором АИС страхования, Николай Галушин в рамках форума «Финополис».
Начнем с того, что больше всего интересует наших читателей. На какие модели машин чаще всего заключали договоры ОСАГО в этом году?
Если брать 2025 год в целом, по ОСАГО, как наиболее релевантную выборку, по всем транспортным средствам вне зависимости от года выпуска, то топ-10 выглядит следующим образом:
- ВАЗ (LADA) 2190 Granta.
- Kia Rio.
- Hyundai Solaris.
- ВАЗ (LADA) Vesta.
- Renault Logan.
- Ford Focus.
- Volkswagen Polo.
- Chevrolet Niva.
- Toyota Corolla.
- Toyota Rav4.
Если возьмем машины с годом выпуска 2024–2025, то список иной:
- ВАЗ (LADA) 2190 Granta.
- ВАЗ (LADA) Vesta.
- Haval Jolion.
- Belgee X50.
- Chery Tiggo 7 Pro Max.
- Geely Monjaro.
- ВАЗ (LADA) 2191 Granta.
- Chery Tiggo 4 Pro.
- Haval M6.
- OMODA C5.
Если возьмем автомобили старше пяти лет, то список незначительно отличается от первоначального:
- Kia Rio.
- Hyundai Solaris.
- Ford Focus.
- Renault Logan.
- ВАЗ (LADA) 2190 Granta.
- Chevrolet Niva.
- Toyota Corolla.
- Volkswagen Polo.
- ВАЗ (LADA) 2107.
- ВАЗ (LADA) 2121 Niva.
Какой средний срок владения автомобилем? Можете сказать, какой самый старый автомобиль был застрахован в этом году (марка и возраст) по ОСАГО и каско?
Средний срок владения, если брать весь парк ТС, выходит порядка 12 лет.
А ретроавтомобили страхуют?
Смотря что считать ретроавтомобилем. Например, у нас не первый год страхуется армейский внедорожник Willys 1943 года выпуска (ТТТ-7073510540). Это ретроавтомобиль?
Думаю, что да. Все-таки 1982 года!
Встречают и более древние автомобили — например, немецкий Wanderer 1935 года выпуска (ТТТ-7060940070).
Сказать про самый старый автомобиль в базе сложно, поскольку случаются и казусы с внесением информации — например, встречаются MERCEDES-BENZ 290 от 1901 года. А эта модель производилась в 1990-х. И МТЗ — 80 от 1930, хотя только проект этого трактора был представлен в 1972 году.
Но, пожалуй, самым старым застрахованным автомобилем я бы посчитал FORD MODEL T (TOURING), 1930 года (по данным АИС — прим. ред.), выпускали эту модель с 1913 года.
Какие авто чаще всего страхуют по каско?
Топ-10, без учета года выпуска, выглядит следующим образом:
- ВАЗ (LADA) 2190 Granta.
- ВАЗ (LADA) Vesta.
- Haval Jolion.
- Kia Rio.
- Hyundai Solaris.
- Volkswagen Polo.
- Toyota Rav4.
- BELGEE X50.
- Volkswagen Tiguan.
- CHERY TIGGO 7 PRO.
Фиксируете ли вы информацию о выплатах и ремонтах по ОСАГО? Если да, то, что чаще выбирают владельцы?
Чуть более 6% от всех произошедших ДТП было отремонтировано на СТОА в 2025 году против порядка 9% в 2021-м. Таким образом, основной поток выплат по ОСАГО — это выплата в денежной форме.
С 1 октября 2024 года весь функционал АИС страхования полностью перешел под управление НСИС. Что произошло за этот год?
Мы полностью забираем на себя все будущие доработки системы и все ее сопровождение — например, техподдержку. Доработали систему в рамках запуска Белой карты (расширение действия ОСАГО на территорию Белоруссии — прим. ред.), появился новый коэффициент по мототехнике, работает личный кабинет, отрабатываются обращения и жалобы граждан на страховую историю и значение КБМ.
Сколько обращений от владельцев транспортных средств вы получили? Какие типичные и нетипичные запросы и каковы результаты?
За этот год уже более 150 000 (на 1 октября). Более 20 000 обращений по поводу КБМ и страховой истории. Основное количество запросов со стороны арбитражных управляющих, судебных приставов, судов и других.
Сколько запросов в день в целом вы получаете и как вы их обрабатываете?
Около 4000–5000 в неделю, до 1000 в день. В начале, стоит признать, волна запросов захлестнула компанию, сейчас средний период ответа — около четырех часов. Наша цель — мгновенная реакция за счет дальнейшего обучения языковых моделей и компонентов системы, использующих ML. Это распознавание текста, проверка его на достоверность данных и их неизменяемость, запрос в АИС страхования, получение ответа из системы, формирование ответа в печатной форме, подписание УКЭП, отправка письма.
Еще одна задача: снижение ручного труда и контроля со стороны сотрудников за содержанием ответов на запросы, получаемые компанией. Это все должно выполняться в автоматическом режиме.
Как часто владельцы авто оспаривают указанный КБМ? Есть ли какая-то динамика в сторону уменьшения или увеличения споров?
Динамику возможно оценить только через год, то есть надо сравнивать октябрь 2025 с октябрем 2024 года. В этом году будем смотреть на помесячную динамику. На наш взгляд, динамика точно будет в сторону снижения. Во-первых, страховая история стала доступна — то есть все, кто хотел увидеть ее и задать вопросы, смогли это сделать. Во-вторых, отлаживаются настройки, блокирующие возможность искажения информации, которую передают в АИС страхования. В-третьих, идет отработка жалоб и обращений. Через год картина станет нагляднее: сравним данные по каждому месяцу 2025 и 2026-го с 2024 и 2025-м.
Сколько, по вашим данным, автовладельцев в России до сих пор не имеют полис ОСАГО? Есть ли какая-то динамика в сторону увеличения покупки ОСАГО после сообщений о том, что при помощи дорожных камер будут штрафовать бесполисных водителей?
Это самый сложный вопрос. В целом считаем, что доля незастрахованных колеблется в диапазоне 5–10%, но эта цифра очень сильно варьируется от региона к региону: в центральной России до 99% водителей имеют полис (опять-таки экспертная оценка), а на Северном Кавказе — не более 40%.
По поводу динамики. Сейчас количество полисов растет довольно сильно. Но основная причина — это короткие (однодневные) полисы ОСАГО. Их продажи выросли уже более чем в три раза. Но, опять же, динамика будет понятна, когда после новости о штрафах по камерам пройдет минимум год. Сравнивать будем месяц в текущем году с месяцем в прошлом году, когда о камерах не говорили столь активно.
Вы анализируете мошеннические схемы?
Нет, мы же информационная система. По запросам страховщиков мы выдаем индикаторы, на основе которых можно сделать предположение о наличии признаков страхового мошенничества. Сейчас вместе с ВСС/РСА разрабатываются скоринговые модели, которые позволят определять признаки недобросовестных практик со стороны организованных групп.
А если говорить о примерах, то ранее часто встречалась схема, когда при оформлении страхового полиса указывалась некорректная информация по категории транспортного средства, что позволяло купить полис за существенно меньшую стоимость. Нетипичные, редкие схемы сложно отследить на данных, не имея первичных документов.
А были ли фиксации мошеннических схем со страхованием жилой недвижимости?
Мы информируем страховщика о том, что в отношении имущества, в нашем случае — жилого помещения, застрахованного у него, есть заключение еще одного или нескольких договоров страхования. Это может свидетельствовать о наличии признаков мошенничества. Но тоже не всегда. Например, по одному договору в рамках требований при ипотечном кредитовании страхуется только «коробка», а в рамках другого договора страхования — отделка, в третьем — домашнее имущество и так далее.
Оператором информации по страхованию строений граждан НСИС стал с 01.10.2024, поэтому данных для проведения детального анализа пока не хватает. В дальнейшем планируется работа с соответствующими подразделениями страховых компаний и в этой области. Но, повторюсь, НСИС не может классифицировать какие-либо случаи как мошеннические — это прерогатива страховых компаний вместе с соответствующими органами. Мы лишь можем помочь и предоставить информацию о случаях, которые несут признаки мошенничества.
Будут ли какие-то изменения с долгосрочным и краткосрочным страхованием такси в связи с опубликованным перечнем марок, которые могут использоваться в этом сегменте с 2026 года? Если да, то какие?
Особенностей в страховании точно не будет. Для такси приемлемой формой страхования оказалось краткосрочное. Количество таких договоров будет расти. Все остальное уже находится вне рамок процедур заключения договоров ОСАГО.
Скорее, большее влияние окажет пристальное внимание лицензирующего органа на наличие полисов ОСАГО с соответствующей целью использования. Мы надеемся на увеличение парка официально застрахованных транспортных средств (ТС). И, конечно, структура портфеля в части ТС застрахованных с целью использования «Такси» будет постепенно выравниваться в соответствии с перечнем.
Использует ли НСИС искусственный интеллект в своей работе? Если да, то как? Насколько ваша система защищена от кибератак?
Да, сейчас используется для автоматизации и облегчения процесса работы с обращениями, ответов на почтовые запросы и другие.
Ответить на вопрос о защищенности можно только в том случае, если мы не отобьемся от атаки на инфраструктуру АИС страхования. Мы принимаем набор мер для обеспечения информационной безопасности компании, являясь объектом критической информационной инфраструктуры и выполняя указания соответствующих государственных органов и акционера.
Если вы хотите больше узнать об обязательном автостраховании, то у Школы Московской биржи есть специальный бесплатный курс «ОСАГО, обучение автоэкспертов».






















