Никто не застрахован от случайностей, так, например, любой автолюбитель может потерять водительское удостоверение. Часто утрата становится очевидной в процессе использования автомобиля или в случае, когда такое использование крайне необходимо. Можно ли управлять машиной в подобной ситуацией и какие у этого будут последствия?
По правилам дорожного движения управление транспортом без водительского удостоверения подпадает под действие второй части статьи 12.3 КоАП РФ. В соответствии с этой правовой нормой управление машиной без водительских прав карается штрафом в размере пятисот рублей.
Поэтому потерявшему удостоверение водителю стоит как можно скорее озаботиться получением нового и не использовать машину до момента, когда права будут восстановлены.
Если же есть крайняя необходимость в эксплуатации автомобиля, то каждая встреча с инспектором ГИБДД обернется для водителя расходами. При этом сотрудник дорожной полиции не вправе отправлять транспорт на штрафную стоянку.
Для получения новых водительских прав можно либо обратиться в ГИБДД, либо подать заявление через портал Госуслуги. Перед визитом в отдел дорожной полиции нужно оплатить государственную пошлину. При визите потребуется и гражданский паспорт водителя.
Портал Госуслуги позволяет заранее назначить время и дату посещения отделения ГИБДД.
При этом водителю опять же потребуются квитанция об оплате государственной пошлины и паспорт. Есть у обращения через сайт Госуслуги и еще один заметный плюс – в таком случае размер госпошлины снижается до одной тысячи четырехсот рублей.
Штрафы штрафами, но нельзя забывать еще об одной особенности эксплуатации автомобиля – страховании. Как страховые компании относятся к управлению транспортным средством водителем, вписанным в полис, но не имеющим при себе водительского удостоверения?
Для корректного ответа на этот вопрос стоит рассмотреть его применительно к разным видам автострахования в отдельности.
Ни в Федеральном законе «Об ОСАГО», ни в Правилах ОСАГО не сказано, что страховая компания получает право на отказ в возмещении ущерба, когда дорожно-транспортное происшествие произошло по вине водителя, вписанного в полис, но не имеющего при себе водительского удостоверения.
Кроме того, управление транспортным средством без водительского удостоверения не является поводом для регресса.
При условии, что такое удостоверение у виновника дорожной аварии имеется. Естественно, он должен быть вписан в договор ОСАГО в качестве водителя. Иначе говоря, страховая компания не сможет взыскать с виновника ДТП сумму страхового возмещения, выплаченного пострадавшим.
Если юристы автостраховщика предъявляют регрессное требование, то водителю нужно обратиться для разрешения спора в суд. Существующая судебная практика однозначно свидетельствует, что в итоге в подобной ситуации правда будет на стороне виновника ДТП.
Пострадавшим в ДТП гражданам и владельцам поврежденного имущества, в частности автомобилей, опять же нужно обращаться в суд, если страховая компания отказывает в возмещении ущерба по причине того, что на момент аварии у водителя не было при себе соответствующего удостоверения.
Условия правил КАСКО и соответствующих договоров могут сильно отличаться в зависимости от конкретной компании, так как автостраховщики вольны в определенных границах определять их самостоятельно. В правилах добровольного автострахования конкретной компании вполне может быть строчка о том, что вписанный в полис водитель не имеет права садиться за руль, когда у него нет при себе водительского удостоверения.
Это же касается договоров ДСАГО и GAP, условия которых страховые компании обычно прописывают в правилах КАСКО.
При наличии полиса добровольного автострахования стоит заблаговременно перечитать условия договора и страховых правил, чтобы точно знать, можно ли садиться за руль, если потерял водительское удостоверение. Если такое условие в правилах КАСКО не значится, то при утрате удостоверения водитель может смело продолжать использование автомобиля.
Если же в правилах страхования или договоре прямо указан запрет на использование автомобиля водителем, не имеющим при себе соответствующего удостоверения, то в случае ДТП автовладельца точно ждет отказ в возмещении ущерба. Страховая компания не станет добровольно выплачивать в такой ситуации.
Однако при этом автовладелец имеет неплохие перспективы судебной тяжбы с автостраховщиком.
Конечно, результат суда со страховой компанией во многом зависит от региона, где происходят события, и квалификации юриста, представляющего интересы собственника транспорта.
Отсутствие водительского удостоверения в момент управления транспортным средство никак не сказывается на степени риска наступления страхового события. Если юристы страховой компании не смогут доказать обратного, а это будет сделать крайне сложно, то автовладелец имеет все шансы отсудить не только выплату, но и потребительский штраф, неустойку и оплату услуг юриста.
Данный вариант развития событий сулит собственнику транспортного средства некоторые проблемы. В частности, нежелательно ремонтировать автомобиль до момента проведения назначенной судом независимой экспертизы. Суд может не принять во внимание калькуляцию СТОА или независимого эксперта, а значит будет невозможно установить размер ущерба, что сделает невозможным судебное решение в пользу собственника транспорта.
Таким образом, при отказе в выплате первым делом нужно найти грамотного практикующего юриста, затем обратиться в страховую компанию с досудебной претензией, а в случае ее игнорирования следует обращаться с исковым заявлением в суд, который непременно назначит в процессе разбирательства судебную экспертизу для установления точного размера ущерба.