Договор цессии при ОСАГО: в чём опасность

Многие страховщики начали отсылать пострадавших в ДТП к компаниям-посредникам, готовым перекупить у них право требования (цессию). Разбираемся, как изменился рынок перекупки страховых случаев и есть ли риски в новых схемах.

Что такое цессия

Цессия – это уступка прав требования долга посреднику (компании или частным автоюристам). Заключив договор цессии по ОСАГО можно не заниматься сбором и подачей документов в страховую компанию, а также судебными спорами в случае отказа в выплате.

Договор цессии оформляют для:

  • получения возмещения по страховому случаю;
  • взыскания суммы недополученной выплаты, неустойки за период неисполнения обязательств и судебных расходов.

Схемы с цессией процветали три-четыре года назад. Именно тогда посредники мчались на место ДТП, опережая друг друга, чтобы оформить договор уступки на будущую выплату. Издержки страховщиков на рынке ОСАГО росли в геометрической прогрессии.

После выхода Постановления Пленума Верховного суда от 26 декабря 2017 г. N 58 ситуация на рынке перепродажи страховых случаев изменилась. Было запрещено передавать по цессии права потерпевшего на возмещение вреда жизни и здоровью, компенсацию морального вреда и на получение штрафа по закону о защите прав потребителей (50% выплаты).

С той поры автоюристы сосредоточились на выбивании завышенных компенсаций материального ущерба по ОСАГО и неустойки за просрочку.

Схемы и проблемы

Сами схемы, несмотря на серьёзную перетряску рынка, в большинстве случаев остались прежними. Более того появились новые, где цессионариями выступают дружественные страховщикам СТО, заинтересованные в затягивании ремонта или структуры, созданные продавцами страховок.

«Мой отец попал в ДТП в 2019 году. Приехал эксперт на осмотр машины от страховщика и нагло подсунул ему договор цессии. После этой цессии страховая компания уже вообще ни за что не отвечает! Ни по срокам возмещения, ни по срокам ремонта, ни по гарантии. В итоге ремонт задерживают уже второй месяц и мы никак не можем забрать машину», – рассказывает один из пострадавших.

Увы, это самая распространённая схема обмана потерпевших в ДТП. Отдавая права требования участники аварии не понимают, что специально продуманные для них условия защиты по закону ОСАГО перестают действовать.

Основные проблемы в связи с оформлением переуступки прав требования:

  • сроки ремонта затягиваются, а качество услуг СТО может быть сомнительным (по закону об ОСАГО именно страховщик отвечает за качество ремонта, а сроки работ строго регламентированы);
  • могут установить комплектующие с износом, хотя по закону не имеют право это делать;
  • выплата уменьшается за счёт стоимости услуг цессионария, теряется право на неустойку, компенсацию судебных расходов и другие выплаты;
  • придётся заплатить налог на доходы в 13% по договору цессии за денежную выплату, хотя по закону об ОСАГО страховое возмещение освобождено от налогообложения.

Как видим, проблем больше, чем выгод. Отсюда и столько возмущения со стороны потерпевших по поводу цессии в отзовиках в интернете.

«Произошло ДТП. При осмотре автомобиля страховщиком были составлены документы на ремонт, среди которых был и договор цессии. О том, что это и зачем, никто не предупреждал. Объяснили, что без этого никак нельзя ничего оформить. После этого началось затягивание результатов экспертизы. Прошло 1,5 месяца с момента ДТП, а моя машина до сих пор даже не попала на ремонт», – описывает сложившуюся ситуацию потерпевший в аварии (сроки ремонта по ОСАГО максимум 1 месяц).

Если схемой занимается самостоятельный посредник, то растерянным участниками ДТП прямо на месте аварии могут предложить денежную выплату вместо ремонта (естественно после оформления цессии и оценки ущерба).

Участник ДТП подписывает документы и получает деньги (половину возможной выплаты от страховщика, а то и меньше). В дальнейшем посредник-цессионарий через суд выбивает из компании максимум возможного. По оценкам РСА, 80% от объема судебных взысканий по ОСАГО вообще не доходит до потерпевшего.

Как всё исправить

Для потерпевшего в ДТП важно получить сумму возмещения в полном объёме и в сроки, указанные в законе об ОСАГО. Взаимоотношения между страховщиком и посредниками (дружественными или нет), его мало интересуют. Скажем честно: нормальная выплата в случае с цессией редко когда возможна.

Что делать, если подписали договор с посредником:

  • Если ошибочно оформили договор цессии и понимаете, что вас надули, то разумней оспорить передачу прав требования. Договор цессии может быть расторгнут также как и любой другой гражданско-правовой договор. Но только через суд.
  • Если считаете, что вас намеренно ввели в заблуждение в офисе страховой компании, вы вправе также обратиться к финансовому регулятору через интернет-приёмную Банка России или приложение «ЦБ онлайн».

Сразу после ДТП лучше вообще ничего не подписывать. Выполните требования договора, обменяйтесь контактами с другими участниками аварии, вызовите ГИБДД, скорую если необходимо, а также сообщите о страховом случае страховщику. Очень важно также предоставить машину для осмотра, так как игнорирование этого требования может стать причиной отказа в выплате.

Если на месте аварии нарисовался юрист-посредник, возьмите у него визитку и пообещайте связаться. Своих контактов не давайте. Дальше как дело пойдёт, если компания отказывает в выплате, а судиться не хотите, можете позвонить. Но не забывайте, что по цессии получите гораздо меньшую сумму, чем могли бы в случае выигрыша дела в суде. Лучше предложить оформить доверенность на услуги в суде и процент от выигранной суммы.

Если посредника навязывает страховщик, не стоит соглашаться. Отзывы потребителей показывают, что ни к чему хорошему это не приводит.

ОСАГО с экономией до 78%

Рассчитаем стоимость ОСАГО в 16 страховых компаниях. Покупка полиса в несколько кликов, без комиссии, офисов и курьеров.

Читайте также