Что изменится на рынке ОСАГО в 2021 году

На рынке ОСАГО в 2021 году многое изменится. Нас ждут другие тарифы, выплаты, а также упрощение процесса урегулирования убытков. Разберём 5 основных новшеств и выясним, к чему нужно быть готовым.

1. Новые правила расчёта

В 2021 году страховщики продолжат считать тарифы на ОСАГО с учётом персональных коэффициентов. Если автолюбитель не покупал полис с августа прошлого года (дата законодательных изменений), то возможны сюрпризы.

Теперь для определения цены страховки компании будут закладывать в тариф не только всем известные риск-факторы (возраст водителя, территория проживания или стаж вождения), но и многие другие.

Страховщики также будут учитывать:

  • профессию страхователя;
  • семейное положение и пол водителя;
  • марку, цвет и кузов автомобиля (это связано с тем, что некоторые модели попадают в аварии чаще других, например, Maybach, «ГАЗ», Alpina);
  • страховую историю (статистика попадания в ДТП).

В каждой компании может быть свой список коэффициентов, исходя из собственной наработанной статистики (запрещено только повышение в связи с вероисповеданием или национальностью клиента). Страховщики и раньше учитывали вышеуказанные риск-факторы в пределах тарифного коридора, но теперь у них появилось официальное разрешение.

Расценки на ОСАГО в 2021 году станут ещё более персонализированными, но это не значит, что они повысятся для всех.

Например, во многих областях России после изменений правил расчётов тарифы на ОСАГО наоборот снизились на 1,5-2,3%. Персонализация тарифов также может привести к активной конкуренции между страховщиками, которые получили законное право на снижение расценок на автогражданку.

Существенное повышение ждёт только тех водителей, у кого были проблемы с попаданием в аварии в прошлом, в частности из-за превышения скорости, проезда на красный цвет, выезда на встречную полосу, а также управление машиной в состоянии опьянения. Учитываются не штрафы с камер, а протоколы, оформленные ГИБДД.

Уже подсчитано, что максимальное значение ОСАГО по новым тарифам для столичного жителя в 2021 году может достигать 78 тыс. рублей, а для частного такси и того больше – 138,9 тыс. рублей.

2. Техосмотр по-новому

С октября 2021 года меняется порядок техосмотра. Теперь диагностическую карту выдадут только в авторизованных РСА и ГИБДД сервисах. Этим организациям доверено право ведения онлайн-базы данных техосмотра, к которой будут иметь доступ страховщики.

Это означает, что владельцам старых автомобилей с техническими неисправностями будет гораздо сложнее получить диагностическую карту. Если же карты не будет, ГИБДД начнёт выписывать штраф на 2 тыс. рублей (ранее было максимум 500-800 рублей).

Также внесены правки в законы «Об организации страхового дела в РФ» и «О безопасности дорожного движения», в соответствии с которыми можно будет купить «автогражданку» без техосмотра. Плановый срок вступления изменений в силу – 22 августа.

Сейчас при оформлении ОСАГО на автомобиль старше 4 лет страхователь должен представить действующую диагностическую карту, в противном случае покупка страховки оказывается невозможной. По новым правилам, диагностические карты и полисы ОСАГО стали независимы друг от друга.

3. Изменятся штрафы

Если Госдума одобрит в 2021 году проект изменений в КоАП, водителей ждёт целый ряд новых штрафов за нарушение ПДД. За отсутствие полиса ОСАГО санкции не меняются, хотя в Госдуме и лежит с прошлого года законопроект об их увеличении в 7 раз. Однако есть риск, что даже старые штрафы в 800 рублей начнут взимать чаще.

Причина: возможное предстоящее объединение базы МВД и страховых компаний, а также использование ГИБДД приложения «Карантин», которое помогает искать в потоке машин те, у водителей которых нет полиса ОСАГО. Приложение было впервые было опробовано в 2020 году в разгар пандемии на цифровых пропусках (отсюда и название).

Официальной информации о том, когда в 2021 году начнут взимать штрафы с водителей без страховки, пока нет. Однако вероятность внедрения системы «Карантин» очень велика. Если же квитанции по 800 рублей начнут приходить каждый раз когда машина будет попадать под камеры, есть риск серьёзно попасть на деньги. Не говоря уж о штрафах в 5600 рублей, в случае принятия законопроекта.

4. Электронное оформление извещений

В 2021 году началась эра электронного оформления извещений о ДТП при мелких авариях, в которых нет погибших. Раньше для оформления аварии по Европротоколу заполнялись бумажные бланки извещений, которые часто терялись или подделывались.

Теперь появилось мобильное приложение «Помощник ОСАГО», которое даёт возможность заполнить онлайн-форму, загрузить фото и сохранить всю информацию в виде отдельных PDF файлов. Благодаря SDK-модулю система мгновенно связывается с порталом Госуслуги, на котором у водителей должен быть аккаунт (без этого оформление е-извещений невозможно).

Разработан сервис регулятором и РСА. Ожидается также появление ещё одного приложения: «Госуслуги.Авто» (не путать с приложением «Госуслуги», которое уже доступно для скачивания).

По планам разработчиков после этого заполнение извещения можно будет упростить ещё больше (например, путём заполнения одновременно с разных телефонов, в том числе и при отсутствии доступа к сети).

5. Вырастет цена ремонта и размер выплат

Ещё в конце 2020 года наметился рост на 14% расценок на ремонт автомобиля после ДТП. Соответственно подрос и уровень выплат по ОСАГО. Изменения связаны с увеличением средней стоимости запчастей в связи с курсовыми колебаниями и сужением круга поставщиков из-за пандемии. Существуют и прогнозы самих страховщиков на дальнейшее увеличение суммы выплаты в 2021 году ещё на 23%.

Для владельца ОСАГО это не играет роли, если страховая согласилась платить. Если нет, повышение цен на запчасти придётся оплачивать из собственного кармана. Аналогичная ситуация и в случае, когда проиграно дело по регрессному иску страховщика.

Так что к исключению вероятности отказа по ОСАГО в 2021 году нужно относиться серьёзно и не нарушать процедуры урегулирования убытков, предписанной договором.

Читайте также