Почему в России дорожает бензин

В течение 2023 года российский топливный рынок был нестабилен: стоимость топлива то пробивала исторический максимум, то опускалась до привычных отметок. Эти колебания сказались не только на автовладельцах, но и на тех, у кого нет своей машины: из-за подорожания топлива увеличилась стоимость доставки, что отразилось на цене некоторых товаров.

Рассказываем, что стало причиной нестабильности топливного рынка и есть ли перспективы, что цены на бензин перестанут удивлять и вернутся к привычным показателям.

Как изменились цены на бензин за год

Только с июля по сентябрь 2023 года, по данным Росстата, средняя стоимость бензина по стране выросла на 5,2%. После ввода 21 сентября правительственного запрета на экспорт нефтепродуктов ситуация немного стабилизировалась и цены незначительно упали — на 0,7%. Цена на бензин снизилась и достигла отметки 55,22 рубля за литр для бензина и 65,39 рубля для дизельного топлива.

Однако если смотреть на данные Росстата с начала 2023 года, то подорожание бензина в России составило 8%. Так, бензин марки АИ-92 подорожал на 7,37%, АИ-95 — на 7,72%, АИ-98 — на 9,54%, дизельное топливо (ДТ) — на 10,24%.

Если брать средние значения, то цена автомобильного топлива выросла на 4,42 рубля, а ДТ на 6,69 рубля.

Общее изменение стоимости отдельных видов топлива


Январь 2023
Октябрь 2023
Бензин автомобильный
50,83
55,25
АИ-92
47,18
50,93
АИ-95
51,34
55,63
АИ-98 и выше
61,61
68,33
Дизельное топливо
58,70
65,39

В начале 2023 года стоимость топлива была стабильной: в период с января по апрель цены колебались всего на 10–20 копеек. Например, средняя стоимость автомобильного топлива на апрель составила 50,91 рубля против 50,83 в январе, а ДТ упало в цене на 50 копеек — до 58,20 рубля.

Подорожание цен на бензин началось в мае, но сначала оно было незначительным. Резкий скачок произошел летом, начиная с июня:

  • В мае стоимость бензина составила 51,12 рубля;
  • В июне цена поднялась до 51,94 рубля;
  • К июлю составила 52,76 и продолжала расти до сентября.

Своей пиковой цены бензин и дизтопливо достигли 25 сентября 2023 года. Именно такие данные показывает Росстат. Средний рост цен составил 50,9 рубля (9,1%) для бензина и 6,29 (9,68%) для ДТ.


Январь 2023
Сентябрь 2023
Рост цен (руб/%)
Бензин автомобильный
50,83
55,92
5,09/9,1
АИ-92
47,18
51,62
4,44/8,61
АИ-95
51,34
56,47
5,13/9,09
АИ-98 и выше
61,61
68,45
6,84/10
Дизельное топливо (ДТ)
58,70
64,99
6,29/9,6

Что вызвало рост цен

Как всегда, у любой ситуации есть несколько факторов. Первое, что повлияло на рост стоимости топлива, — снижение курса рубля. Да, Россия сама добывает нефтепродукты и поставляет их в другие страны, не покупает, но компании-производители экспортируют топливо за валюту. Им так выгодно.

Государство старается регулировать этот момент, поэтому в сентябре 2023 года и был введен запрет на экспорт нефтепродуктов. Кроме того, были приняты дополнительные пошлины и сборы, которые должны были ограничить поставки топлива в другие страны и мотивировать производителей реализовывать свою продукцию на внутреннем рынке.

Но курс валют — не единственная причина подорожания топлива. Были и другие:

  • Задержки при проведении планового ремонта нефтеперерабатывающих предприятий. Они связаны с проблемами в поставках оборудования и технологий из-за санкций ЕС;
  • Повышение активности на рынке внутреннего туризма в летний период и дополнительное искусственное создание спроса перекупщиками топлива;
  • Экономия правительства на демпферных выплатах нефтеперерабатывающим предприятиям для сокращения дефицита бюджета. С 1 сентября топливный демпфер был снижен на 50%.

Демпферные выплаты — это инструмент для удержания рыночных цен на топливо. В чем его суть: если внутренние цены на нефтепродукты оказываются ниже экспортных, государство компенсирует производителям эту разницу. Снижение размера демпферных выплат привело к тому, что нефтяникам стало выгоднее продавать свою продукцию за рубеж, чем реализовать ее в России. Вдобавок к этому появились перекупщики, которые покупали топливо на внутреннем рынке и также отправляли его на экспорт.

Можно ли остановить рост цен

До сентября 2023 года внутренние цены на топливо регулировались только за счет демпферных выплат. Снижение размера компенсаций сильно усложнило возможность контролировать стоимость бензина. Как можно изменить эту ситуацию?

  • Установить квоту для поставок на внутренний рынок. Одновременно с этим ограничить экспорт нефтепродуктов до того момента, пока условия по обязательной продаже топлива на российский рынок не будут выполнены;
  • Поддержать производителей электрического автотранспорта. Это частично снизит спрос на топливо и поможет нормализовать его цены;
  • Контролировать цены. Раньше между правительством и нефтяными компаниями действовало жесткое правило: производители не могли повышать розничную стоимость топлива на величину, превышающую инфляцию. Но в последние годы это требование перестало соблюдаться. Возврат к нему поможет скорректировать цены на бензин;
  • Снизить налоговую нагрузку для предприятий по нефтепереработке. Это значительно уменьшит стоимость топлива, потому что примерно 72% от розничной цены на бензин — это налоги, сборы, акцизы и другие пошлины. И только около 5% — чистая прибыль компании.

Как планируют решать проблему

Чтобы стабилизировать рынок, правительство уже предприняло ряд мер:

  • Ограничили экспорт ДТ и бензина по трубопроводам в морские порты. Позже запрет немного смягчили, но с условием, что не меньше половины объемов, которые планировали отправить на экспорт, должны оставаться на внутреннем рынке;
  • Увеличили пошлины на экспорт нефтепродуктов для спекулянтов на 150% (с 20 000 до 50 000 рублей за тонну топлива);
  • Вернули размеры демпферных выплат для нефтяников.

Кроме того, дополнительно усилили контроль за ценами на АЗС со стороны ФАС. И это не пустые слова: в сентябре 2023 года представители Федеральной антимонопольной службы сообщили, что уже возбуждены первые дела по факту продажи топлива по завышенным ценам. На спекуляциях попались компании из Ростовской, Белгородской областей и Ставропольского края.

Прогнозы экспертов

По мнению экспертов, ждать быстрого понижения цен не стоит, хотя они уже потихоньку возвращаются к привычным значениям. Однако вряд ли в ближайшее время стоимость бензина и дизтоплива станет той, которая была на начало 2023 года.

Александр Апостолов, заместитель директора департамента нефтепродуктов компании E1 CARD, добавляет: «Розничные цены на бензин в России вплоть до конца 2023 года останутся на текущем уровне. Сейчас она составляет в среднем 55,45 рубля за литр бензина АИ-92 и АИ-95, по данным аналитиков GlobalPetrolPrices.com.

Роста цен, на мой взгляд, не будет. Во-первых, развитие ситуации полностью зависит от действий правительства России. Первые меры по сбалансированию рынка были приняты еще 21 сентября с ограничением экспорта топлива. Далее, 1 октября, был на 100% восстановлен топливный демпфер, а затем введены заградительные пошлины на экспорт. Все эти меры снизили цены до того уровня, который есть сейчас, но не насытили рынок топливом до конца.

Во-вторых, политика в отношении топлива в стране сейчас движется к полному контролю за ценами на рынке. 23 октября в Госдуму внесли законопроект, который устанавливает максимально возможные на АЗС розничные цены на бензин и дизельное топливо сроком не менее чем на три года и не более чем на пять лет. В случае принятия законопроекта требование начнет действовать уже с начала 2024 года».

При этом большая часть финансовых аналитиков сходятся во мнении, что курс рубля все так же будет оказывать влияние на цены. Компаниям по-прежнему выгоднее заниматься экспортом, а не продавать топливо на внутреннем рынке, тем более что средние цены за границей местами вдвое больше, чем в России.

Поэтому, если правительство не установит квоты на поставки топлива для внутреннего потребления и не займется вплотную ценообразованием в этой отрасли, может случиться так, что уже в ближайшее время простые автомобилисты столкнутся или с дефицитом топлива на заправках, или с ростом цен.