Зажали. Что делать, если банк не возвращает вклад вовремя
Ежегодно вкладчики сталкиваются с неприятной и неожиданной ситуацией – банки различными способами оттягивают выдачу клиентам средств с депозитов. Выясним, почему так происходит и что предпринять для возврата денег.
Тревожные тенденции
В феврале этого года Агентство по страхованию вкладов (АСВ) стало массово подавать иски на вкладчиков обанкротившихся кредитных организаций – ответчики успели забрать вклады до того, как у банков начались проблемы. АСВ не стало разбираться, по каким причинам люди забирали депозиты, а просто потребовало вернуть деньги. Таким образом, ни в чём не повинные вкладчики рисковали остаться без своих законных средств.
В конце марта АСВ всё-таки отозвало большинство исков, но клиенты банков насторожились: что, если деньги, лежащие на вкладе, на самом деле не так просто вернуть?
По закону вкладчик имеет право забрать свои средства в любой момент.
Если сумма вклада – до 1,4 млн руб., то его стопроцентно страхует АСВ, даже если кредитная организация обанкротится. Но это работает не всегда: порой банки, даже благополучные, ни в какую не хотят возвращать депозит. Чаще всего встречаются две ситуации, которые рассмотрим подробнее.
1. Банки требуют дополнительные справки
В январе этого года суд признал право Сбербанка не выдавать вклад мужчине, который перевёл деньги на счёт из Сити Инвест Банка. Сотрудникам Сбербанка сумма в несколько десятков миллионов рублей показалась подозрительной, и они запросили документы, которые подтвердили бы происхождение денег.
Вкладчик не смог предоставить убедительных доказательств того, что средства получены законно, и ему отказались выдать их наличными. Впрочем, на безналичные расчёты запрет Сбербанк не наложил.
Понятно, что у банка нет желания выдавать деньги, полученные путём отмывания или каким-либо другим нелегальным способом, так как он не хочет лишиться лицензии. Но, по словам экспертов, механизмы борьбы с незаконными средствами должны срабатывать гораздо раньше – на том этапе, когда клиент только собирается положить деньги в банк. В противном случае это уже ушедший поезд. И это логично. Представьте, например, ситуацию: человек копил деньги всю жизнь и положил в банк – происхождение этих средств подтвердить будет уже практически невозможно.
2. Банки чинят препятствия
Очевидно, банки хотят как можно дольше удерживать средства вкладчиков на счетах и часто отказываются возвращать клиентам деньги, придумывая различные отговорки. Например, если вы приходите забрать деньги в день окончания вклада, вам могут заявить, что, мол, такую сумму банк прямо сейчас выдать не может, потому что заказывать её нужно было заранее.
Если пункт о необходимости предварительного заказа средств отдельно не прописан в договоре, вкладчика не должны волновать проблемы банка: смело требуйте ваши деньги.
И знайте: если банк любым способом старается оттянуть выдачу средств, скорее всего, это говорит о проблемах внутри кредитной организации. Возможно, тут даже попахивает лишением лицензии.
Что делать
Если в отделении банка говорят, что у них нет достаточной суммы для возвращения вклада, это не обязательно значит, что вас пытаются обмануть. Можно договориться и получить деньги в другом отделении или оформить безналичный перевод.
Если же дело действительно нечисто и мирные переговоры провалились, в первую очередь пишите в банк официальное заявление о том, что требуете вернуть средства. Пишется оно в двух экземплярах, и сотрудники банка обязаны поставить печать на обоих. Это нужно, чтобы зафиксировать обращение в кредитную организацию и документально подтвердить отказ банка выполнить обязательства.
Если в банке разводят руками и отказываются принимать заявление, есть беспроигрышный способ – отправить его заказным письмом.
Многие банки сдаются уже после столь простых действий, так как понимают: клиент готов идти до конца. Но если этот способ не подействовал, придётся решать дело в судебном порядке.
Первое и главное действие – нанять грамотного юриста. Впрочем, в большинстве подобных случаев суд встаёт на сторону истца. Если дело решится в вашу пользу, вы получите назад свои средства, а также штраф от банка за нарушение условий договора.
К ситуации, когда банк требует документально подтвердить происхождение средств, нужно быть готовым заранее. Держите при себе договоры о займах, купле-продаже, декларации о доходах.
Что ещё нужно знать
Общество защиты прав потребителей может взять на себя роль заступника в таких ситуациях. Обратитесь к ним по телефону горячей линии.
И ещё кое-что. Бывают и совсем неприятные ситуации, когда оказывается, что деньги клиента пропали со счёта. В таком случае нужно как можно быстрее обратиться в полицию с заявлением о хищении.