Во имя добра: как работают благотворительные банковские карты
В США благотворительные карты выпускают аж с 80-х годов. В России они пока не так популярны, но у них определённо есть потенциал: по статистике, каждый второй житель страны тратит на благотворительность до 3 тыс. руб. в год. Банки предлагают карты, которые помогут спасти редких животных, подарить детям дом или поддержать одиноких стариков.
Что это и как работает
Карты для благотворительности ещё называют аффинити-картами, от английского слова affinity – «соучастие», «сопричастность». Сопричастным можно стать к благотворительному фонду, некоммерческой организации, различным социальным программам. Банки сотрудничают с хосписами, больницами, детскими домами, домами для инвалидов и престарелых, приютами для бездомных животных и фондами защиты природы.
Благотворительные карты бывают дебетовыми и кредитными. Работают они по разным схемам, в том числе не предполагающим каких-либо трат со стороны клиента. Вы просто совершаете покупки с использованием аффинити-карты, а банк сам делает пожертвования в благотворительные организации.
Сумма пожертвований напрямую зависит от клиента: чем больше товаров и услуг он оплатит картой, тем больше денег от банка получит фонд.
Другой вариант: клиент соглашается платить небольшой процент – от 0,1% – с каждой совершенной по карте покупки в пользу благотворительной организации. Прелесть такого подхода в том, что можно выбрать лимит: например, будет отчисляться не более 100 руб. с одной операции.
Последняя схема объединяет два предыдущих варианта: и банк, и клиент делают свой вклад в благое дело.
Какие есть предложения
Еще в 2008 году Сбербанк вместе с фондом «Подари жизнь» запустил программу помощи тяжелобольным детям. Банк перечисляет в фонд 0,3% от суммы покупок по благотворительной дебетовой карте, а также 50% от стоимости обслуживания пластика. Владельцы таких карт получают повышенные бонусы «спасибо», цена обслуживания составляет 1000 руб. в первый год, далее – 450 руб. в год.
В Сбербанке также предлагают оформить кредитную карту «Подари жизнь» с лимитом до 600 тыс. руб. и процентами по кредиту до 27,9% в год, а ещё – сделать вклад по программе с одноимённым названием. Процентная ставка составит 4,15%, и каждые три месяца Сбер будет перечислять 0,3% годовых от суммы вклада в благотворительный фонд.
Альфа-Банк сотрудничает с несколькими фондами. Самый давний партнёр финансового учреждения – организация WWF. Банк перечисляет фонду 1% от суммы каждой покупки, совершенной с использованием аффинити-карты WWF. Эти деньги идут на спасение вымирающих видов животных и охрану окружающей среды. Годовое обслуживание стоит 490 руб. Владельцы карты также могут перечислить деньги в фонд без комиссии.
Также Альфа-Банк совместно с фондом помощи больным детям «Линия жизни» выпускает благотворительную карту «Альфа-Cash Ультра» для юридических лиц. С покупок по ней 0,39% перечисляются в фонд. Другие два партнёра Альфа-Банка – организация «Русфонд» и фонд «Красивые дети в красивом мире».
Почта Банк оформляет карту «Зелёный мир» – кредитку с лимитом до 500 тыс. руб., беспроцентным периодом 2 месяца и ставкой 19,9% годовых. За каждые 3 тыс. руб., потраченные по карте, сервис «Маракуйя Глобал» сажает дерево в одном из национальных парков России. Держатель карты получит уведомление с GPS-координатами посаженного растения.
Банк Открытие из собственных средств перечисляет фонду помощи хосписам «Вера» 0,5% после каждой совершенной клиентом покупки по платиновой карте «Добрые дела». Дополнительное преимущество карты – начисление дохода на остаток до 5,5% годовых и страхование выезжающих за границу. Обслуживание пластика бесплатное.
Трогательное предложение есть у Газпромбанка. Клиенты, которые оформят карту «Леопардесса Бэри», смогут отчислять 1% от суммы покупок на поддержание жизни редчайшей породы леопардов, обитающих в Приморском крае.
Линейка дебетовых карт Уралсиба включает несколько вариантов карты «Достойный дом детям». Благотворительная программа разработана совместно с детским фондом «Виктория». По словам представителей банка, число участников программы уже превысило 200 тыс. человек.
Все в плюсе
Наталия Осипова, менеджер по кредитным картам, говорит, что рынок благотворительности в России развивается активно: «Это связано как с ростом доходов россиян, так и с тем, что люди наконец поняли: крупным банкам можно доверять. Потраченные на благое дело средства не уйдут в никуда, а достигнут своих адресатов».
Действительно, все банки, которые предлагают выпуск аффинити-карт, готовы предоставить адресные отчёты о том, как были потрачены пожертвования, и ответить на вопросы клиентов.
Сами банки, конечно, тоже получают выгоду от подобных инициатив. Понятно, что банк зарабатывает на операциях клиента с картой и на её обслуживании, так что вполне может позволить себе благотворительные выплаты. А ещё это эффективный рекламный ход, который помогает привлечь клиентов и партнёров, получить хорошие отзывы в прессе.