Владельцы карт Visa могут оставлять электронные чаевые
По статистике 70% расчётов россияне осуществляют безналичным способом. В ресторанах и кафе всё чаще платят картой, чем кэшем. Если наличных под рукой нет, а отблагодарить официанта хочется, можно перевести ему электронные чаевые. Сервис пока тестируют, но прочат ему большое будущее.
Как перевести электронные чаевые
Сервис запустила платёжная система Visa. Пока он работает в тестовом режиме – только в ресторане «Хлеб Насущный» на Страстном бульваре в Москве. Среди банков у проекта лишь один партнёр – «Русский Стандарт».
Перевести вознаграждение официанту клиент может при оплате заказа безналичным способом.
Когда на терминале появится сумма счёта, официант предложит ввести размер чаевых. Их можно оставить только в процентах от суммы счёта. Максимально – 20%. Клиент выбирает размер вознаграждения на терминале. Чаевые списываются вместе с суммой счёта с карты одним платежом.
Для гостя электронные чаевые тоже выгодны. По сути это обычная транзакция в торгово-сервисной сети, а значит клиент может получить с неё кэшбэк и другие преимущества по программам лояльности.
Как официант принимает чаевые
Чтобы официант мог принимать вознаграждение, нужно подключить услугу «чаевые» в личном кабинете «Русского Стандарта». После этого останется привязать к электронному кошельку карту. Это может быть карта любого банка платёжной системы Visa.
Когда клиент оплачивает заказ, чаевые перечисляют на электронный кошелёк официанта. Для гостя комиссии нет, а вот работнику ресторана придётся заплатить процент, чтобы вывести средства на карту – 5% от накопившейся суммы. Налогом начисленные чаевые не облагаются.
Раньше, чтобы перевести официанту чаевые безналичным способом, приходилось скидывать деньги ему на карту. Клиенты нередко были вынуждены платить комиссию за перевод, если банки-эмитенты не совпадали.
В новом сервисе банк значения не имеет. Перевод всегда отправляется без комиссии для гостя.
В тестируемом сервисе Visa чаевые официантов зачисляются не за счёт ресторана и не включаются в сумму торгового оборота. По итогам дня банк отправляет отдельно сумму на счёт ресторана и отдельно – на кошельки официантам заработанные ими чаевые. В итоге налогом чай не облагается.
Какие банки поддерживают электронные чаевые
РФИ-банк два года назад предложил владельцам ресторанов и кафе способ принимать электронные чаевые. Кредитное учреждение доработало обычный терминал для приёма платежей. Клиент, который оплачивает счёт, может выбрать процент от его величины – 0, 5, 10 или 15% в качестве чаевых. Но подобные сервисы пока не стали массовыми, поскольку банкам приходится перенастраивать терминалы.
С 2016 года работает сервис «Безналичные чаевые» в мобильном приложении Plazius. Чтобы клиент мог перевести вознаграждение официанту, ему нужно установить на свой смартфон приложение. В нём также можно оплатить счёт без ожидания официанта и оформлять предзаказы на блюда.
Как это работает? Клиент скачивает Plazius и привязывает к нему банковскую карточку. Вместе с чеком на оплату счёта он получает код для ввода в приложение. После введения кода с чека на экран смартфона выводится сумма заказа, который можно сразу же оплатить. При оплате гость устанавливает размер чаевых: либо в процентах от размера счёта, либо в виде фиксированной суммы. Чаевые будут списаны вместе с оплатой чека. Вознаграждение сразу будет перечислено официанту на его личный кошелек в «Яндекс.Деньги».
По словам создателей приложения, с каждого заказа средняя сумма чаевых – 80-85 руб. Ежемесячно официанты получают 250 000-300 000 руб. чаевыми. Безналичные чаевые не облагаются налогом и не подлежат декларированию.
Рестораторы и банкиры уверены: подобные сервисы получат широкое распространение, однако это вряд ли приведёт к значительному росту чаевых.
Если гость привык оставлять вознаграждение официанту наличными, он будет делать это и безналичным способом. Тех, кто не платит никогда, имея кэш, новые сервисы электронных чаевых не сподвигнут оставлять на чай.
Что касается нового сервиса Visa, к нему уже проявляют интерес банки. Например, об этом заявили в ВТБ. В банке рассказали, что уже внедрили приём карт в мобильном приложении TipTap. Посетители ресторанов могут оставлять через это приложение чаевые с помощью бесконтактных карт.
О готовности внедрить технологию приёма безналичных чаевых также заявили МКБ и Открытие.