Первые итоги пандемии: как изменилось потребительское поведение россиян

Россияне планируют гораздо меньше тратить в офлайн-магазинах и больше – на маркетплейсах в интернете. Как пандемия изменила потребительское поведение, читайте в материале.

Половину заработка россияне тратили на еду

Исследование провёл холдинг «Ромир». Специалисты изучили потребительское поведение россиян за апрель-май 2020 года. Так, в апреле общие расходы среднестатистической семьи составили 58,6 тыс. руб. При этом на питание ушло в среднем 26 тыс. руб. Значение Food Index составило 46%, то есть почти половина затрат россиян уходила на еду. Это самый высокий показатель за всю историю наблюдений. Такой рост связывают с тем, что жители страны массово закупали продукты на фоне социальной паники. Вместе с тем в апреле наши соотечественники резко сократили свои повседневные расходы – снижение по сравнению с мартом составило 16,6%.

В мае расходы россиян вернулись в норму после показателей марта и апреля. Но исследователи всё ещё наблюдают рост недельных расходов по сравнению с прошлым годом.

Однако уже сейчас видно, что россияне планируют вернуться к привычному образу питания после снятия ограничительных мер. В мае уже выросло потребление еды из кафе/ресторанов на 5%.

Затраты на досуг

В опросе «Ромир» около 30% населения не отметили изменений в досуге по сравнению с началом апреля. Домашними развлечениями остаются занятия спортом онлайн и кино в интернете. Именно на это тратятся жители страны в категории досуга. Другие радуют себя доставкой еды и дорогостоящими покупками – с марта в этой категории рост составил 6% – с 3% до 9%.

Похожий опрос провёл банк «Открытие». Согласно данным исследования, 73% россиян после снятия карантина намерены экономить на развлечениях, 72% – на гаджетах, 58% – на загородном отдыхе, по 57% – на покупке одежды, отпуске и путешествиях, 56% – на занятиях спортом.

Что россияне планируют делать с накоплениями

84% россиян признались специалистам холдинга «Ромир», что ситуация пока не отразилась на их благосостоянии или у них просто нет сберегательного счёта. При этом 6% в Москве и 4% по России даже заявили о росте сбережений.

Накопленное основная доля респондентов планирует отложить до следующего отпуска (37%).

Несколько меньше тех, кто намерен оставить средства как финансовую «подушку безопасности» или потратить на покупки (28% и 25% соответственно).

Вопрос про накопления задал респондентам и банк «Открытие». Специалисты выяснили, что 39% россиян, которые до карантина не делали никаких накоплений, планируют начать копить и хотят создать финансовую «подушку безопасности».

Только 19% россиян признались, что у них уже есть достаточные накопления и они не нуждаются в том, чтобы откладывать на чёрный день. 32% не копили и не будут копить из-за отсутствия финансовых возможностей.

Объём «свободных денег» сократился на 40%

«Свободные деньги» – средства, которые остаются у семьи после покупки продуктов питания, товаров повседневного спроса и внесения обязательных платежей. Это именно те деньги, которые можно потратить на образование, здоровье, ремонт, отдых и развлечения или просто отложить. Кроме того, именно из этих средств выплачиваются кредиты.

Индекс свободных денег – это разница между доходами и затратами на необходимые товары и услуги. В доходах учитываются: зарплата, пенсия, пособия, стипендии, прибыль от предпринимательской деятельности и т.д. Затратами на необходимые товары и услуги считаются расходы на:

  • продукты питания;
  • непродовольственные товары повседневного спроса;
  • жилищно-коммунальные услуги;
  • бытовые услуги;
  • медицинские услуги;
  • услуги пассажирского транспорта;
  • услуги связи;
  • обязательные платежи.

В апреле 2020 года объём «свободных денег» в среднестатистической семье вырос на 31% по сравнению с мартом. Показатель составил 17,6 тыс. руб. Но за год индекс потерял 40%. Если по итогам прошлого года показатель был равен 27,5 тыс. руб., то сейчас по результатам первой трети 2020 года среднегодовое значение равно 20,9 тыс. руб.

Количество свободных денег в городах-миллионниках выросло на 29,5% по сравнению с мартом. В городах от 500 тыс. до 1 млн – на 42,1%. В небольших городах до 500 тыс. рост составил 28,4%.

Как россияне будут тратить деньги после пандемии

По данным исследования, россияне, которые относятся к среднему классу, существенно сокращают расходы на товары длительного пользования, косметику и одежду. Более уязвимые слои населения, с доходом менее 25 тыс. руб. в месяц, вынуждены урезать траты даже на каждодневные покупки – потребительские товары, продовольствие.

В ближайшие полгода представители всех возрастных групп намерены сократить расходы. Спрос будет падать в ~95% категорий.

Потребители будут тратить меньше во всех каналах продаж. Так, 51% опрошенных планирует значительно сократить траты на покупки в торговых центрах. Только 4% планируют увеличить свои расходы в этой категории, а 45% намерены оставить их на прежнем уровне. Это объясняют тем, что остаётся риск заражения вирусом, а также неуверенностью потребителей в стабильности своих доходов. Всё это скорее всего продолжит негативно влиять на офлайн-торговлю.

Также не очень хорошие перспективы у уличной розницы. В этой категории сократят траты 44% опрошенных. Лучше всего дела у онлайн-сегмента. Увеличить траты на покупки в интернете планируют 18% россиян, уменьшить – 33%, оставить на прежнем уровне – 48%.

По результатам исследования, впервые за долгое время наиболее перспективными с точки зрения увеличения потребления сейчас выступают люди от 45 до 60 лет.

Что касается спроса на банковские услуги, в первую очередь после пандемии он вырастет на автокредиты. Заинтересованность в таких продуктах выразили 26% респондентов.

Россияне пока не верят в то, что ограничительные меры скоро снимут, поэтому планируют и дальше больше тратить на «самоизоляционные» категории: домашний интернет, безрецептурные препараты, платное ТВ.

Вырос спрос на товары на так называемых маркетплейсах. Россияне предпочитают и дальше покупать всё в одном месте и экономить на доставке. Ещё одна причина: большое количество промоакций и скидок, позволяющих покупать дешевле.

Как итог: аналитики видят, что новая модель поведения, сложившаяся на фоне пандемии, будет и дальше сказываться на потребительском поведении россиян. Покупатели продолжат избегать общественных мест. Такие понятия, как онлайн-медицина и бесконтактная доставка, прочно войдут в новые стандарты потребления. Неясно, смогут ли в 2020 году торговые центры восстановить хотя бы часть спроса, но часть покупок даже после окончания пандемии так и останется в e-commerce, уверены эксперты.

Выгодные ставки по вкладам

Выбирайте и открывайте депозиты в разных банках в одном личном кабинете

Читайте также