Как коронавирус изменил банки
Ограничительные мероприятия не могли не сказаться на работе банков. Изменился формат работы и взаимодействия с сотрудниками, появились новые продукты и направления. Подробнее – в материале.
Внедрение онлайн-продуктов
Долгий период самоизоляции, когда жители страны были вынуждены оставаться дома, заставил кредитные организации экстренно менять формат работы с клиентами и внедрять новые продукты.
Ещё до пандемии многие банки принимали заявки на кредиты через интернет. Но быстро стало понятно, что перевести в онлайн нужно более сложные продукты. В частности, залоговые кредиты. Так появилась онлайн-ипотека. Несколько банков наладили полностью удалённый процесс выдачи жилищных кредитов. Например, ВТБ, Росбанк, Абсолют Банк, Альфа-Банк. Клиенту достаточно подать заявку через сайт, загрузить необходимые документы в электронном виде, используя цифровую подпись, после чего подписать удалённо договор. Таким образом можно стать обладателем новой квартиры не выходя из дома.
Онлайн теперь можно получить автокредит. Процедуру отладил ВТБ. До конца 2020 года банк планирует запустить сервис в офисах по всей стране.
Во многих кредитных организациях доступно дистанционное открытие счёта. Для этого используются портал госуслуг и Единая биометрическая система.
Тем банкам, которые до пандемии только планировали внедрять онлайн-продукты, пришлось экстренно ускориться. В РНКБ в течение трёх недель внедрили оформление виртуальных карт без визита в офис и оформление кредита наличными без залога. В РГС Банке запустили дистанционные продажи кредитных и сберегательных продуктов.
Вслед за ростом спроса на цифровые карты банки стали внедрять в свои линейки такие продукты. Например, Сбербанк выпустил цифровую кредитную карту.
Поддержка клиентов
В условиях пандемии банки поддерживают клиентов. Одна из мер – кредитные каникулы. Помимо отсрочки, положенной по закону, банки предлагают свои программы реструктуризации. Как правило, решение принимают в индивидуальном порядке.
Также банки позволяют дистанционно оплачивать услуги. Банк «Зенит» расширяет список компаний, чьи услуги клиенты могут оплачивать в упрощённом порядке. В первую очередь это предприятия сферы ЖКХ, образования и транспорта.
Поддерживают не только физлиц, но и бизнес.
В Банке «Восточный» для малых и средних предприятий запускают спецпредложения от партнёров. Один из сервисов помогает обмениваться персоналом – устроить своего работника на временную работу, чтобы он мог переждать кризис.
Также среди мер поддержки бизнеса – снижение комиссии за эквайринг. В частности, Райффайзенбанк снизил до 1% ставку для интернет-магазинов. Она действует до конца сентября 2020 года.
Банк ВТБ запустил опцию приёма оплаты заказов смартфоном при доставке из ресторанов и магазинов, которая даёт возможность бизнесу экономить на дорогостоящем оборудовании для эквайринга.
В некоторых банках предприниматели могут открыть бесплатный расчётный счёт.
Изменение формата работы
Коронавирус повлиял и на внутреннюю политику банков. С введением ограничительных мер кредитные организации массово перевели сотрудников на удалёнку. Причём процесс перехода на удалённый формат занял в большинстве банков всего 2-3 недели, тогда как в «мирное время» внедрение инструментов удалённой работы на весь персонал банка заняло бы 6-9 месяцев.
По оценке Ассоциации банков России (АБР), даже после окончания пандемии кредитные учреждения оставят дистанционный режим работы для 20-30% сотрудников.
Сложившаяся ситуация показала, что можно достаточно эффективно использовать отдельные подразделения в удалённом формате. Так, в числе прочих продолжить работу из дома смогут программисты и специалисты службы информационной безопасности.
Что касается возвращения работников в офисы, банки опираются на рекомендации Роспотребнадзора, но решения принимают самостоятельно. Так, банк «Открытие» уже в июне начал постепенно запускать сотрудников в офисы. В июле банк планирует вернуться к докоронавирусной модели работы.
В ПСБ признались, что возврат сотрудников в офис будет происходить постепенно, в зависимости от графика снятия ограничений в каждом регионе. Такая же позиция у банка Хоум Кредит. Массовый выход сотрудников с удалёнки там пока не планируют.
До 1 августа продолжат удалённо работать большинство сотрудников Т-Банка. После снятия карантина часть сотрудников оставят работать из дома.
Альфа-Банк разрешил работникам работать удалённо вплоть до конца года. Директивно кого-то возвращать в офис до этого времени не будут.
Сбербанк, напротив, одним из первых начал переводить сотрудников с удалённой работы обратно в офис. Правда, пока постепенно и только при добровольном согласии.
Некоторые банки внедрили программы психологической помощи для своих работников, чтобы помочь им в условиях пандемии. Такой проект запустил Почта Банк. Он направлен на психологическую и эмоциональную помощь сотрудникам, столкнувшимся с большим числом стрессовых факторов.