Электронная подпись: стоит ли оформлять?

Электронная цифровая подпись открывает широкие возможности заключения договоров и получения госуслуг в удалённом формате. Выясняем, что это такое и как оформить, а также каковы риски использования ЭЦП.

Что такое ЭЦП

ЭЦП – аналог личной подписи в виде цифрового кода. Используется в основном для электронно-цифрового документооборота, в том числе для удалённой сдачи отчётности.

ЭЦП применяется также для:

  • регистрации бизнеса и контакта с госорганами через сайты ФНС, Госуслуг, Росреестра и др.;
  • для подачи исков, заявлений в вузы;
  • обмена товарными накладными, актами;
  • участия в электронных торгах, закупках;
  • оформления кредитов, в том числе с 2020 года – ипотеки.

Существует две разновидности ЭЦП: простая и усиленная (квалифицированная и неквалифицированная).

С первой мы сталкиваемся, например, оформляя ОСАГО или микрозайм в МФО. Она может быть оформлена за 5 минут путём получения СМС-кода и введения его на нужном сайте.

Квалифицированная электронная цифровая подпись (КЭЦП) представляет собой код c криптозащитой, который оформляется только в аккредитованном удостоверяющем центре. Такая подпись стоит денег. На её оформление уйдёт 1-3 дня. КЭЦП выдаётся на флешке или скачивается на компьютер из личного кабинета пользователя.

Неквалифицированная подпись требует заключения дополнительного соглашения о признании собственноручной. Квалифицированная подпись – предоставляет полную свободу подписания как физлицам, так и предпринимателям. Именно она требуется для заверения юридических документов и участия в тендерах (например, по 44-ФЗ).

Цифровая подпись не видна при просмотре электронного файла. Но если попытаться внести правки, сделать это не получится. Подделать код также невозможно, поскольку он идёт в комплекте со средствами криптозащиты.

Как заказать ЭЦП

Для оформления КЦЭП физлицу потребуется паспорт, ИНН и СНИЛС. Достаточно обратиться в удостоверяющий центр с документами и получить комплект поставки ЭЦП.

В него входит:

  • сертификат ЭЦП с набором ключей для формирования и проверки подписи или специальный модуль;
  • средство криптографической защиты;
  • защищённая флешка с пин-кодом, с которой нельзя удалить ЭЦП.

Выдаётся подпись всего на год. Стоимость от 900 рублей для физлиц. Для предпринимателей цена выше – от 1,5 до 2,5 тыс. рублей. Цена изготовления срочной подписи для участия в электронных торгах – от 3 до 8 тысяч рублей.

С 1 июля 2021 года КЭЦП руководители компаний и ИП смогут получить бесплатно через ФНС, если вы Для оформления достаточно паспорта, заявления, учредительных документов и свидетельства налоговой о постановки на учёт.

Неквалифицированную ЭЦП можно оформить бесплатно в ФНС уже сейчас после прохождения идентификации личности в налоговой. После этого вы получите доступ в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС и сможете сформировать сертификат подписи. Далее можно сдавать декларации, оформлять вычеты дистанционно.

Пакет для получения подписи подаётся лично или через представителя, но дистанционно оформить ЭЦП нельзя (это запрещено законом). Только при обновлении старой ЭЦП разрешается подача заявления онлайн. Список аккредитованных удостоверяющих центров есть на сайте Минкомсвязи.

Как подписывать ЭЦП

Многие пройдя вышеописанную процедуру и получив и финале флешку (e-token) недоумевают, что с этим делать дальше.

Объясняем:

  • После создания, например, договора или акта в Word или PDF вставляете флешку c ЭЦП в компьютер.
  • Далее следуете открывшейся инструкции, например, выбирайте разделы «Файл», «Сведения», «Защита» если установлен модуль КриптоПро PDF.
  • Нажимаете «Добавить ЦП».
  • Выбираете вариант подписания и нажимайте кнопку «Подписать».

Документы в PDF можно заверить и непосредственно из программы Adobe Acrobat Reader. Для этого в разделе редактирования нужно найти в категориях опцию «Цифровая подпись».

На распечатанном договоре или акте ЭЦП выглядит не так как собственноручная. Это набор букв или цифр плюс синий штамп. Например, на оттиске можно будет прочитать, что документ подписан усиленной КЭЦП, номер сертификата и имя его владельца, а также срок окончания действия сертификата.

Риски и польза ЭЦП

ЭЦП нельзя подделать, но просто заказать. В мошеннических целях можно оформить подпись за другого человека, используя поддельную доверенность. Далее можно подписывать договора от имени другого лица и что самое ужасное: переоформлять квартиры.

В Москве уже зафиксированы случаи продажи жилья квартирантами после изготовления поддельных паспортов, доверенности, а затем и ЭЦП хозяев квартиры. Для этих целей мошенники оформляли договор дарения. Хозяин жилья может и не знать о том, что недвижимость переоформлена до тех пор, пока его не придут выселять.

Оформленная мошенниками электронная подпись должностного лица также может быть использована в аферах, например, для прикрытия преступной деятельности, отмывания денег. Поэтому доверять право на оформление подписи посторонним лицам нужно осторожно. Лучше вообще сделать всё самостоятельно.

ЭЦП однозначно нужна для всех, кто работает в сети, в особенности оптовых закупщиков товаров, фрилансеров, участников тендеров, юристов, частых покупателей имущества должников на специальных сайтах. Подписанные документы имеют юридическую силу и можно не опасаться фиктивности сделки.

Упрощает цифровая подпись и общение с государственными органами, банками и судами. Планируется полный переход на электронный документооборот в ближайшие годы и лучше быть заранее к этому готовым.

Выгодные ставки по вкладам

Выбирайте и открывайте депозиты в разных банках в одном личном кабинете

Читайте также