Экосистема Сбербанка: из банка в целый мир
В сентябре 2020 года Сбербанк превратился в Сбер. Нет, это не просто модное сокращение или попытка экономить на краске, которая уходит на слово «банк» на документах. Это – создание новой целостной системы, в которой более 40 компаний. Название «Сбербанк» остаётся актуальным лишь для финансового блока.
Что такое экосистема Сбера
Останавливаться в развитии скучно. Но куда развиваться, когда ты уже – крупнейший банк страны с массой продуктов и миллионами клиентов? Правильно, надо запускать новые услуги. Иногда – очевидные для банка (например, логичным кажется решение банка помогать искать жильё и проверять чистоту сделки перед оформлением ипотеки), а иногда совершенно неожиданные (как, например, доставка продуктов). Это помогает получать прибыль и опережать конкурентов.
В мире, где банков очень много, и клиенты могут легко заменить один на другой, нужно предлагать что-то большее. Чтобы сопровождать пользователей всю жизнь, недостаточно просто быть компанией, на карточку которой приходит зарплата. Один из путей – трансформироваться в экосистему.
Что входит в экосистему
- Продукты для здоровья: СберЗдоровье. Это сервис для записи на приём, онлайн-консультаций по вопросам здоровья, дистанционные осмотры и психологическая поддержка.
- Доставка продуктов питания: СберМаркет и Delivery Club. Первый сервис – это возможность отправлять за покупками курьера, а не ходить самостоятельно, а второй – доставка еды из ресторанов.
- Сервис для поиска и покупки жилья: ДомКлик. Сайт поможет найти или выставить на продажу квартиру, загрузить документы для сделки и назначить дату оформления ипотеки.
- Онлайн-кинотеатр: Okko. В этом году Сбер запустил ряд проектов, например, «Искусство онлайн», «Шоу ON!», «Всё про всё» и др.
Ещё есть облачный сервис SberCloud, технологичные продукты VisionLabs и ЦРТ, сервис для поиска работы и сотрудников Работа.ру, сотовый оператор СберМобайл, сервис СберФуд для брони места и оплаты заказа в ресторане, сервис по купле-продаже авто СберАвто, проект для поддержки предпринимателей «Деловая среда», московская школа программирования «Школа 21».
Сервисы с приставкой «Сбер» или без неё плодятся, как грибы после дождя. Или даже быстрее. Если Сбер видит, что у человека есть проблема или задача, он оперативно подбирает грамотное и удобное решение и запускает продукт.
Что связывает экосистему
Сбер предлагает линейку связанных продуктов. Например, имея единый Сбербанк ID, можно пользоваться всеми сервисами компании. Если возникли вопросы, единый номер контакт-центра тоже доступен, чтобы принимать звонки.
То есть одна компания создаёт условия для комфортной жизни человека (или бизнеса): пользователь тратит минимум усилий, минимум денег, минимум времени, он не ищет отдельную компанию для решения каждой из проблем, а доверяет их решение всего одной, зато очень разветвлённой.
Почему систему назвали «эко»
Некоторых сбивает приставка «эко». Ни о какой заботе о природе речи нет, тогда в чём дело? Дело в создании комфортной среды вокруг одной персоны (или бизнеса), в окружении её заботой и необходимыми услугами. В классической экосистеме человек потребляет воздух, ест пищу, пьёт воду, удовлетворяет ряд других потребностей. В экосистеме Сбера человек тоже удовлетворяет потребности, и компания стремится, чтобы это было для него удобно, дёшево, быстро и в режиме одного окна.
Знания о клиентах помогают Сберу определять, какие услуги предлагать и на каком уровне. Банк обладает современной технологией хранения и обработки данных, пользуется технологией искусственного интеллекта, чтобы клиенты чувствовали всестороннюю поддержку.
Сервисы «объединяются» друг с другом: например, в апреле 2020 года жители Москвы и Санкт-Петербурга заказывали на дом готовый попкорн через сервис экспресс-доставки «Самокат», чтобы смотреть фильмы на Okko. Благодаря синергии продуктов СберЗдоровье и SberCloud пациенты могут прислать КТ-снимок, который сервис прочтёт и оценит.
С кем «партнёрится» Сбер
Развивать проекты с нуля долго, дорого, а иногда и незачем. В числе партнёров Сбера: Rambler Group (Okko, «Газета.ru», «Лента.ру», «Рамблер/Касса» и др.), Mail.Ru Group (Delivery Club, «Ситимобил» и др.), DocDoc (проект СберЗдоровье), VisionLabs (отвечают за распознавание по голосу, сетчатке глаза, лицу и др.), Яндекс (в частности, Яндекс.Деньги и Яндекс.Маркет). Кто будет дальше? Скоро узнаем.