Жалоба на МФО
При упоминании микрофинансовых организаций на лицах некоторых заёмщиков до сих пор можно увидеть страх, хотя МФО уже давно находятся под контролем и ведут легальную деятельность. Но что если кредитор устанавливает кабальные условия и нарушает закон? В этом случае защищайте свои права. О том, куда жаловаться на МФО, расскажем далее.
Причины для жалобы на микрофинансовую организацию
Выделим следующие популярные причины для жалоб:
- грубое нарушение условий договора (например, установление в реальности большего процента, чем написано в соглашении);
- незаконные комиссии;
- запрет на досрочное погашение;
- включение в договор иных положений, противоречащих закону;
- разглашение конфиденциальных данных третьим лицам;
- постоянные звонки с угрозами заёмщику;
- появление долга после полной оплаты ссуды;
- навязывание дополнительных услуг;
- отказ официально оформлять обязательства;
- включение в договор дополнительных условий после того, как заёмщик его подписал, и т.д.
По статистике ЦБ, в 2018 году на МФО поступило больше 10 тыс. жалоб.
Это чуть больше 5% от общего числа (среди жалоб на банки, страховые компании и МФО). На каждую 1 000 заключённых договоров приходилось около 0,5 жалобы. Основные темы обращений заёмщиков:
- совершение незаконных действий для возврата задолженности – 71% от общего числа обращений;
- незаконно заключённый договор (мошенничество со стороны МФО) – 12% жалоб;
- несоблюдение договора микрозайма (10% жалоб).
Регулятор предупреждает граждан, что из-за повышения контроля на рынке МФО может возникнуть множество организаций, работающих незаконно. Их деятельность никто не контролирует, поэтому связываться с ними опасно.
Куда обратиться с жалобой на микрофинансовую организацию
Для начала разберёмся, куда можно жаловаться на микрофинансовую организацию. Регулированием рынка микрозаймов занимается ЦБ. Правда, есть одна оговорка, жаловаться туда можно на МФО, которая есть в официальном реестре. Если да, подавать обращение лучше всего в Центробанк.
Также стоит помнить, что выдача займов – это услуга. Её исполнитель должен соблюдать права потребителей. Если они нарушаются, можно подать жалобу в Роспотребнадзор. Ещё один способ, правда, менее популярный и малоизвестный, – жалоба в саморегулируемую организацию. Также обращения принимают в прокуратуре и службе финансового омбудсмена. Обо всех вариантах расскажем далее.
Жалоба на действия сотрудников МФО в Центробанк
Рассмотрим, как написать жалобу на МФО в Центробанк. Её можно подать на сайте ЦБ. Сначала выбираем тему жалобы. Есть несколько разделов, микрофинансовые организации располагаются в разделе «Другое». Далее выбираем продукт, с которым возникли проблемы. Например, заём. Система предложит назвать тип проблемы. Выбираем из выпадающего списка:
- высокий процент или неподъёмная неустойка;
- разногласия по поводу возврата долга;
- прочее.
Далее нужно ввести название микрофинансовой организации, указать суть жалобы, выбрать регион. Отдельно рекомендуем ввести дату нарушения, номер договора займа, а также загрузить документы.
Другие способы обращения в Банк России:
- по почте – 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, Банк России;
- по факсу – +7 (495) 621-64-65, +7 (495) 621-62-88;
- по «телефону доверия» Банка России – 8 (800) 250-48-83.
Также можно написать жалобу на МФО в Управление ЦБ в своем городе и принести документ лично. Образец жалобы на МФО в Центробанк выдадут прямо там.
Жалоба на МФО в Роспотребнадзор
Роспотребнадзор рассматривает обращения в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Есть основные правила направления жалоб в эту инстанцию. Анонимные обращения ведомство не принимает. Поэтому куда бы заёмщик ни писал, он должен назвать свои ФИО и организацию, на которую жалуется.
Если вы хотите подать жалобу на МФО в Роспотребнадзор, проверьте, связана ли она с компетенцией ведомства.
К примеру, не стоит жаловаться туда на слишком высокие ставки – такую претензию попросту не будут рассматривать. Нарушение условий договора – веская причина для обращения в это ведомство.
Первый способ – направить письменную жалобу в Роспотребнадзор. Её можно:
- принести лично в Управление;
- передать с курьером;
- переслать почтовым отправлением (заказным письмом с уведомлением о вручении).
В первом случае попросите поставить на вашем экземпляре отметку о получении документа. К жалобе приложите подтверждающие бумаги.
Также можно обратиться в Роспотребнадзор через интернет. Претензия онлайн подается через сайт Роспотребнадзора. Если заёмщик нацелен на то, чтобы по его жалобе провели проверку, нужно подавать её после авторизации на портале госуслуг. Заявитель обязан сообщить о себе всю необходимую информацию. Это ФИО и адрес, по которому нужно направить ответ. Обращения рассматривают в течение 30 дней с момента регистрации. Если потребуется дополнительная проверка, срок могут продлить ещё на месяц.
Жалоба в СРО
Разберём ещё один вариант, куда писать жалобы на МФО. Некоторые МФО входят в саморегулируемую организацию МиР. Если ваша – одна из них, можно пожаловаться на неё в эту СРО. Есть два способа:
- направить письмо по адресу офиса СРО «МиР»: 107078, г. Москва, Орликов переулок, д.5, стр.2, подъезд 1, этаж 5, офисы 538 и 540;
- позвонить по номеру горячей линии 8 (800) 775-27-55.
Порядок обращений в иные СРО в целом аналогичен.
Жалоба в прокуратуру на микрофинансовую организацию
Прокуратура в ходе проверки устанавливает наличие нарушений законодательства. Она вправе возбуждать уголовные дела, если выявлены признаки преступления. Обращение можно подать через интернет-приёмную, направить письмом или принести лично. Образец жалобы в прокуратуру на МФО выглядит так:
- наименование прокуратуры вашего региона;
- ФИО руководителя ведомства;
- ФИО автора жалобы на МФО;
- сведения о микрофинансовой организации;
- суть нарушения прав заёмщика;
- перечень подтверждающих бумаг.
Жалоба финансовому омбудсмену
В сентябре 2018 года в России вступил в силу закон о финансовом омбудсмене. Этот инструмент призван урегулировать конфликты граждан с кредитными организациями, в том числе МФО. Подробно о функциях финансового омбудсмена мы рассказывали здесь.
Когда жаловаться на микрофинансовую организацию бесполезно
Бесполезно жаловаться на МФО, если её сотрудники звонят по просроченному долгу. Они имеют на это право, но в разумных пределах. Если звонки слишком частые, ночные, на работу и родственникам, рекомендуем обратиться в профильное ведомство. Также нет смысла жаловаться на то, что долг передан коллекторам, если это было прописано в договоре. Также нецелесообразно обращаться в разные инстанции из-за условий договора, которые не устраивают заёмщика. Если он подписал документ, то автоматически согласился со всеми его пунктами.
Заключение
Существует 5 способов пожаловаться на МФО. Если нарушены права заёмщика как потребителя, есть смысл обращаться в Роспотребнадзор. Если МФО нарушает закон о своей деятельности, подавайте жалобу в Центробанк или саморегулируемую организацию. Прокуратура контролирует соблюдение законов, прав и свобод человека. Сюда стоит жаловаться, если сотрудники МФО угрожают или другим способом нарушают ваши конституционные права. Финансовый омбудсмен занимается урегулированием споров в досудебном порядке.
Чтобы не пришлось жаловаться на МФО, рекомендуем тщательно выбирать кредитора. Во-первых, найдите его в официальном реестре ЦБ. Во-вторых, посмотрите отзывы реальных заёмщиков. Также рекомендуем заглянуть в рейтинг МФО. Также внимательно читайте условия договора.