Безопасная сделка от Сбербанка

Вторичный рынок недвижимости таит много опасностей для неискушённого продавца, большая их часть исходит от мошенников. Лучший способ минимизации риска обмана – использование для расчётов аккредитива. Про одну из его самых популярных разновидностей и пойдёт речь.

Суть услуги «Безопасная сделка»

«Безопасная сделка» в Сбере отличается от аккредитива продуманной до мелочей схемой расчётов, исключающей риск мошенничества продавца или покупателя. Стоит услуга немного дороже обычного аккредитива, но в большинстве случаев расходы окупаются сохранёнными нервами.

Описание сервиса безопасных расчётов на сайте «ДомКлик»

Описание сервиса безопасных расчётов на сайте «ДомКлик»

Стандартный аккредитив в Сбербанке стоит порядка двух тысяч рублей. «Безопасная сделка» обойдется на тысячу рублей дороже. Цены могут отличаться в зависимости от региона оформления услуги. Желательно обратиться за информацией по этому вопросу в ближайший центр ипотечного кредитования Сбера, именно ипотечные менеджеры занимаются оформлением услуги.

В чём же отличие «Безопасной сделки» от аккредитива, кроме цены вопроса?

Стандартный аккредитив предполагает следующий порядок действий:

  1. Непосредственно перед сделкой или сразу после неё покупатель и продавец объекта недвижимости обращаются в отделение банка для заключения договора аккредитива.
  2. Менеджер банка переводит нужную сумму денег на специальный счёт покупателя. Оговариваются особые условия доступа к счёту, в частности срок, в течение которого покупатель не сможет в одностороннем порядке расторгнуть договор на аккредитив, и условия, при выполнении которых продавец получит доступ к деньгам.
  3. После завершения регистрации сделки Росреестром продавец обязан предоставить в банк документы, подтверждающие исполнение обязательств, например, выписку из ЕГРН. После получение необходимых документов банк переводит деньги на счёт, указанный продавцом.

И вроде бы условия аккредитива не таят неудобств и дают возможность исключить риск обмана, но на практике это не совсем так.

Во-первых, ту же выписку из ЕГРН достаточно просто подделать, так как сегодня документ не имеет степеней защиты. Его заверяют печатью Росреестра и подписью ответственного лица. То же самое касается и других документов.

Во-вторых, продавцу придётся везти в банк оговоренные документы. Это дополнительная трата времени, особенно в крупных городах с пробками. Кроме того, у менеджеров банка могут возникнуть сомнения в подлинности документов, что увеличит время получения денег на несколько дней.

«Безопасная сделка» не только лишена этих недостатков, но и имеет ряд преимуществ перед аккредитивом.

Подготовка к безопасной сделке

«Безопасную сделку» оформляют только сберовские ипотечники – люди крайне занятые, поэтому стоит заранее договориться о времени посещения офиса. В противном случае можно прождать в офисе не один час, а то и вовсе придётся уехать ни с чем.

В ходе предварительного посещения офиса Сбербанка нужно узнать:

  • в какое время менеджер сможет без очереди оформить «Безопасную сделку»;
  • какие потребуются документы, нужны ли их оригиналы или достаточно копий;
  • как именно прописать условия расчётов в договоре купли-продажи объекта недвижимости.

Как правило, для оформления безопасных расчётов требуются договор купли-продажи, гражданские паспорта участников сделки и реквизиты счёта продавца.

Также непременно потребуются дебетовая карта Сбербанка и отдельный сберегательный счёт, с которого спишут комиссию за услуги банка и плату по договору купли-продажи.

Проведение безопасной сделки

Сбербанк предоставляет услугу «Безопасная сделка» в качестве посредника. Исполнителем услуги является на 100% дочернее предприятие Сбера ООО «ЦНС» («Центр недвижимости от Сбербанка»). Услугу оказывают менеджеры отдела ипотечного кредитования.

«Безопасная сделка» может использоваться как при ипотеке, так и в случае покупки или продажи недвижимости без заёмных средств.

Процесс оформления документов занимает порядка 15-20 минут, после чего заказчику услуги (им является покупатель объекта недвижимости) выдают договор на оказание услуг. Информация по сделке будет доступна в личном кабинете пользователя на сайте «ДомКлик».

Уведомление об отправке договора на оказание услуги «Сервис безопасных расчётов»

Уведомление об отправке договора на оказание услуги «Сервис безопасных расчётов»

Изначально доступ к информации есть лишь у покупателя, но при желании он может пригласить продавца через личный кабинет. Для этого продавцу потребуется учётная запись на «ДомКлик». Учётную запись покупателя, как правило, создают менеджеры банка.

Финансовые расчёты после регистрации

Для проведения сделки покупателю потребуется сберегательный счёт и дебетовая карта. На счёте должна быть сумма, равная цене объекта недвижимости по договору купли/продажи, плюс стоимость услуг «ЦНС». Например, при цене квартиры в два миллиона рублей на счёте покупателя должна быть сумма 2 003 000 рублей.

После подписания документов деньги переводятся со счёта покупателя на специальный счёт в Сбербанке, где хранятся до момента закрытия сделки.

Уведомление о зачислении средств на номинальный счёт

Уведомление о зачислении средств на номинальный счёт

Банк самостоятельно запрашивает в Росреестре информацию по регистрации сделки. После получения данных о регистрации права собственности деньги переводят на счёт продавца. Ему и покупателю приходят соответствующие уведомления в СМС-сообщениях и на электронную почту.

Уведомление о регистрации сделки в Росреестре

Уведомление о регистрации сделки в Росреестре

Указанная система расчётов полностью исключает риск мошенничества. Покупатель получает объект недвижимости, продавец – деньги. Конечно, отсутствие риска обмана касается исключительно финансовых расчётов. Поэтому в дополнение к услуге желательно провести юридическую экспертизу рисков, связанных с покупкой конкретного объекта недвижимости.

В день регистрации сделки продавцу и покупателю присылают сообщения о том, что деньги переведены на счёт продавца. Нужная сумма поступает на его расчётный счёт в Сбербанке на следующий день.

Уведомление о переводе средств продавцу

Уведомление о переводе средств продавцу

Безопасная сделка и электронная регистрация

Сервис безопасных расчётов ЦНС особенно эффективен при электронном оформлении сделки купли/продажи. Эту услугу также предоставляет Сбербанк. Продавцу и покупателю достаточно посетить отделение банка. Все документы отправляют в Росреестр по защищённому каналу связи. В результате стороны сделки получают электронные документы, которые при необходимости можно заверить у нотариуса.

Электронная регистрация помогает заметно ускорить процесс оформления документов, а значит и срок перечисления денег. Обычно электронная регистрация занимает порядка трёх-четырёх рабочих дней. В некоторых случаях Росреестр регистрирует договор в течение суток.

Возможные проблемы

В случае приостановки регистрации или отказа от сделки покупателю и продавцу нужно сообща обратиться к ипотечному менеджеру, оформлявшему договор, за инструкциями по дальнейшим действиям. В нестандартных ситуациях, когда, например, одна из сторон сделки не готова явиться в банк, другой стороне стоит подать в Сбербанк письменное заявление с изложением возникших сложностей.

Ещё одна возможная проблема – отсутствие уведомлений. В этом случае пригодится личный кабинет на «ДомКлик». Через личный кабинет можно списаться или созвониться с менеджером. Других способов связи просто нет.