Как правильно взаимодействовать с коллекторами
Практика получения кредитов в России активно развивается с начала 2000 годов. Параллельно с этим растёт число коллекторских агентств, взыскивающих долги с горе-заёмщиков. На текущий год коллекторы планируют вернуть 14 млрд руб., а это значит, что риск стать их «клиентом», даже не имея долга – стремительно увеличивается.
Коллекторы в России и за рубежом
Коллекторы – это люди, которые однажды появляются в жизни заёмщика, чтобы напомнить о большом или не очень долге. Они имеют плохую репутацию, однако кредитные организации и даже государство обращаются к коллекторам за помощью по взысканию долгов.
Российская статистика
Установить число коллекторов в России – задача невозможная, поскольку многие работают нелегально.
По статистике ФССП на июль 2018 года в России официально действуют 214 агентств.
По оценке организации «КИТ Финанс Капитал», в 2018 году должники будут вынуждены взаимодействовать с взыскателями чаще. Это связано с тем, что сумма долга россиян, которую МФО продают коллекторским компаниям, ежегодно растёт:
- 2014 год – 3,5 млрд руб.;
- 2015 год – 7,8 млрд;
- 2016 год – 9,9 млрд;
- 2017 год – 12 млрд.
По прогнозам сотрудников МФК «Домашние деньги», цифра увеличится еще на 2 млрд в 2018 году.
К услугам коллекторских агентств сегодня обращаются и государственные организации. Например, владимирская компания «Энергосбыт Плюс» сотрудничает с «Агентством региональной организации по сбору долгов», чтобы получить от граждан задолженность за электроэнергию на 390 млн руб.
Мировая практика
В США задача взыскателей также сводится к возврату долгов, но пути достижения цели отличаются. Американский коллектор – это советник, который хорошо знаком с экономическими вопросами и может расположить должника к сотрудничеству, без применения психологического и физического воздействия. Коллектор консультирует заёмщика по проблеме, и вместе они ищут выход из сложившейся ситуации. На поиск решения даётся 7 лет, после чего срок давности долга истекает.
В Европе сотрудники коллекторских организаций вынуждены придумывать творческие способы коммуникации с заёмщиками, поскольку их деятельность лицензирована и строго регулируется законодательством. Например, испанские коллекторы в монашеском одеянии следовали за должником, чтобы пробудить в нём совесть и мотивировать на погашение задолженности перед банком.
Полномочия и ограничения
Деятельность коллекторских агентств регулирует ФЗ от 03.07.2016 № 230 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
В реальности коллекторскими организациями далеко не всегда соблюдаются рамки закона, и их сотрудники нарушают ряд конституционных прав граждан.
Банки и МФО должны извещать должника о передаче права требования коллекторскому агентству письменно, но узнать об этом впервые можно и от коллектора.
До 2017 года законодательство никак не описывало, как должна происходить работа коллектора с должником. Но организации, которые входят в Национальную Ассоциацию Профессиональных Коллекторских Агентств (НАПКА), требуют от своих сотрудников соблюдения Этического кодекса и работы по стандартам.
Согласно этим стандартам, заёмщик вправе требовать от коллектора:
- Представиться (ФИО и должность) и предъявить удостоверение личности.
- Показать доверенность от коллекторского агентства, которое он представляет, и сообщить название и адрес.
- Предъявить документы, на основании которых он действует. Например, договор переуступки прав от банка (включает название и адрес нового кредитора, отказ банка от требований).
Проверка по реестру
Коллекторы, работающие законно, должны состоять в Едином государственном реестре.
Чтобы знать, с кем вы общаетесь, проверьте, представлено ли агентство на сайте ФССП в разделе «Сервисы». Там содержится информация об официально действующих организациях, осуществляющих возврат просроченной задолженности, на всей территории России.
Если компании в списке не нашлось – смело игнорируйте требования и составьте обращение в адрес ФССП.
Это можно сделать с помощью интернет-приёмной ведомства. ФСПП приостанавливает деятельность организаций, нелегально занимающихся возвратом задолженностей.
Если долга нет
Коллекторские фирмы не могут требовать уплату несуществующего долга. Бывают случаи, когда заёмщиками оказываются родственники, либо незнакомый человек, который оставляет чужой номер в качестве контактного. УМВД напоминает, что в этой ситуации необходимо направить в офис взыскателя заявление о принадлежности номера и прикрепить справку от оператора сотовой связи. После этого коллекторы будут обязаны убрать номер из базы.
Куда жаловаться на нарушения
Контроль за деятельностью лиц и организаций, занимающихся возвратом задолженностей, осуществляют две инстанции, в которые и нужно обращаться:
- Федеральная служба судебных приставов.
- Полиция, если права гражданина жёстко нарушаются коллекторами.
На чрезмерно старательных сотрудников коллекторских организаций заводятся уголовные дела по ст. 163 (вымогательство), 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью).
Возможна административная ответственность по ст. 14.57 КоАП. Вред, в том числе моральный, причинённый действиями взыскателя, может быть возмещён гражданину в судебном порядке.
Как ограничить общение с коллектором
В соответствии со ст. 8 закона «О коллекторской деятельности» должник вправе запретить коллекторскому агентству контактировать с ним уже через 4 месяца после образования просрочки.
Заёмщик может написать коллекторскому агентству заявление об:
- отказе от общения;
- желании общаться через представителя, в качестве которого выступает адвокат.
Заявление направляется коллекторскому агентству заказным письмом по почте, вручается под расписку или передаётся через нотариуса. В заявлении должны быть указаны персональные данные адвоката (ФИО, контакты).
При получении письма с заявлением, коллектор обязан прекратить взаимодействие с должником или общаться через адвоката. Если суд постановил взыскать задолженность, то действие заявления замораживается на 2 месяца. Если заявление до судебного постановления не подавалось, то оно может быть направлено через месяц после начала действия акта о взыскании средств.