Наверняка любой индивидуальный предприниматель, реализующий товары или услуги в розничном сегменте за наличный расчёт, знает об эквайринге. Кто-то уже твёрдо решил подключиться к этой технологии, а кто-то пребывает в тяжких раздумьях. В этой статье расскажем о возможностях эквайринга для ИП и о том, как ими воспользоваться наилучшим образом.
Отчасти ответ на этот вопрос даёт законодательство о защите прав потребителей: предприниматели при выручке от 40 млн руб. в год обязаны использовать национальные платёжные инструменты. Иными словами, принимать к оплате покупок карты МИР, что для продавца автоматически означает обязанность подключить эквайринг. Освобождаются от неё торгово-сервисные точки, реализующие продукцию в местах, где нет доступа в интернет, и те, по которым торговый оборот за предшествующий год составил менее 5 млн руб.
Другой, более весомый аргумент – запрос со стороны покупательской аудитории, экономические, организационные и технические соображения. Большинство из них выступают в пользу безналичной оплаты покупок картами, но есть и минусы у этой формы расчётов.
Плюсы эквайринга:
Минусы оплаты покупок картами:
От того, какой модели бизнеса в части реализации товаров и услуг придерживается предприниматель, и от его готовности к расходам зависит выбор вида эквайринга:
В основном предложения эквайринга поставщики услуги адресуют субъектам малого бизнеса, не делая различий между ИП и юрлицами. Условия для всех одинаковы.
Для поставщиков важна не организационная форма, в которой ведётся деятельность, а объём торговых оборотов клиента. Предприниматель может выбрать наиболее подходящий вариант эквайринга с оптимальным соотношением функционала, качества и стоимости. Для этого правильным будет сравнить хотя бы несколько продуктов от разных поставщиков.
Найти предложения эквайринга специально для ИП на особых условиях, а тем более бесплатного эквайринга, вряд ли получится. Хотя такое теоретически возможно, например если поставщик услуги проводит рекламную акцию или только выходит на рынок. Поискать такие предложения можно, но на положительный результат рассчитывать не стоит.
Услугу эквайринга ИП предлагают не только банки, но и специализированные эквайринговые компании. В этом качестве выступают PSP (payment service provider, провайдеры платёжных сервисов). Эксперты по эквайрингу отмечают, что эта услуга для банков достаточно специфична, поскольку она сопряжена с решением не столько финансовых, сколько технических вопросов. Последние касаются оборудования, программных средств и каналов связи.
Кроме того, провайдеры платёжных сервисов менее требовательны к величине торговых оборотов клиентов и привязке расчётных счетов к тому или иному финучреждению. Также они практикуют разнообразные формы оснащения заказчиков техникой и его оплаты. Тем не менее, выбирать эквайера только по статусу (банк или PSP) ошибочно.
Правильнее получить исчерпывающие ответы на следующие вопросы:
Затраты на эквайринг для ИП включают несколько статей. В общем случае это расходы на:
Стоимость оборудования сильно зависит от его конфигурации. Так, ВТБ предлагает широкий спектр устройств, начиная от мобильного POS-терминала Ingenico IWL стоимостью 5 тыс. руб. до полнофункциональной POS-системы АТОЛ Ресторан ЕГАИС 15” за 96 тыс. руб. Тинькофф предоставляет клиентам две модели бесплатных POS-терминалов: стационарный Verifone VX520 и беспроводной PAX D21OE.
В большинстве предложений эквайринга для ИП подключение, настройка оборудования и обучение персонала обозначаются как бесплатные услуги.
Основные затраты клиента приходятся на комиссию с торгового оборота. Она колеблется в диапазоне от 0,5% до 4%, но в основном сосредоточена в интервале 2-2,7%, который можно считать среднерыночным уровнем. Любой ИП может посчитать будущие расходы на уплату комиссии, оценив будущий объём платежей банковскими картами.
Чтобы подключить эквайринг, ИП следует обратиться к поставщику услуги и подать заявку. Во многих случаях это можно сделать онлайн. После этого либо заявителя пригласят в офис, либо свяжутся по телефону для обсуждения нюансов сотрудничества и порядка оформления. Для заключения договора эквайринга заявитель представляет заявление-анкету и документ, подтверждающий статус ИП.
Установка, настройка и тестирование оборудования торгового и мобильного эквайринга для ИП производится сотрудником обслуживающей организации. Для подключения интернет-эквайринга клиент самостоятельно, руководствуясь инструкцией, устанавливает и настраивает платёжный модуль. При возникновении проблем ему на помощь приходит техподдержка эквайера по телефону или онлайн.
Заказав услугу эквайринга, ИП получит в своё распоряжение инструмент, который из разряда инновационных давно перешёл в категорию необходимых. Торговая точка, не принимающая карты, воспринимается как пережиток прошлого. И чтобы удержаться на плаву, предприниматель должен шагать в ногу со временем.