Эквайринг для ИП
Наверняка любой индивидуальный предприниматель, реализующий товары или услуги в розничном сегменте за наличный расчёт, знает об эквайринге. Кто-то уже твёрдо решил подключиться к этой технологии, а кто-то пребывает в тяжких раздумьях. В этой статье расскажем о возможностях эквайринга для ИП и о том, как ими воспользоваться наилучшим образом.
Зачем ИП эквайринг
Отчасти ответ на этот вопрос даёт законодательство о защите прав потребителей: предприниматели при выручке от 40 млн руб. в год обязаны использовать национальные платёжные инструменты. Иными словами, принимать к оплате покупок карты МИР, что для продавца автоматически означает обязанность подключить эквайринг. Освобождаются от неё торгово-сервисные точки, реализующие продукцию в местах, где нет доступа в интернет, и те, по которым торговый оборот за предшествующий год составил менее 5 млн руб.
Другой, более весомый аргумент – запрос со стороны покупательской аудитории, экономические, организационные и технические соображения. Большинство из них выступают в пользу безналичной оплаты покупок картами, но есть и минусы у этой формы расчётов.
Плюсы эквайринга:
- для ИП – расширение круга потребителей, увеличение размера среднего чека (считается, что чисто психологически безналичные деньги тратить легче, чем наличные), в итоге – рост выручки и экономия на инкассации;
- для обеих сторон (продавца и покупателя) – исключение ошибок при пересчёте денег, использования фальшивых купюр, сокращение времени обслуживания.
Минусы оплаты покупок картами:
- для ИП – необходимость расходов на подключение услуги и обслуживание;
- для обеих сторон – зависимость от работы оборудования, программных средств и канала связи (при возникновении проблем оплатить покупку картой не получится).
Особенности эквайринга для ИП
От того, какой модели бизнеса в части реализации товаров и услуг придерживается предприниматель, и от его готовности к расходам зависит выбор вида эквайринга:
- торговый со стационарным оборудованием;
- мобильный (недорогой вариант, а для приёма оплаты на площадке потребителя – единственно возможный);
- интернет-эквайринг (для ИП, планирующих принимать оплату во Всемирной сети – интернет-магазины, платные сервисы).
В основном предложения эквайринга поставщики услуги адресуют субъектам малого бизнеса, не делая различий между ИП и юрлицами. Условия для всех одинаковы.
Для поставщиков важна не организационная форма, в которой ведётся деятельность, а объём торговых оборотов клиента. Предприниматель может выбрать наиболее подходящий вариант эквайринга с оптимальным соотношением функционала, качества и стоимости. Для этого правильным будет сравнить хотя бы несколько продуктов от разных поставщиков.
Найти предложения эквайринга специально для ИП на особых условиях, а тем более бесплатного эквайринга, вряд ли получится. Хотя такое теоретически возможно, например если поставщик услуги проводит рекламную акцию или только выходит на рынок. Поискать такие предложения можно, но на положительный результат рассчитывать не стоит.
Банк или PSP
Услугу эквайринга ИП предлагают не только банки, но и специализированные эквайринговые компании. В этом качестве выступают PSP (payment service provider, провайдеры платёжных сервисов). Эксперты по эквайрингу отмечают, что эта услуга для банков достаточно специфична, поскольку она сопряжена с решением не столько финансовых, сколько технических вопросов. Последние касаются оборудования, программных средств и каналов связи.
Кроме того, провайдеры платёжных сервисов менее требовательны к величине торговых оборотов клиентов и привязке расчётных счетов к тому или иному финучреждению. Также они практикуют разнообразные формы оснащения заказчиков техникой и его оплаты. Тем не менее, выбирать эквайера только по статусу (банк или PSP) ошибочно.
Правильнее получить исчерпывающие ответы на следующие вопросы:
- какие возможности получает ИП в рамках эквайринга, в том числе карты каких платёжных систем будут обслуживаться;
- сколько стоит подключение, настройка и сопровождение услуги;
- какое оборудование и на каких условиях поставщик готов предоставить клиенту;
- каковы виды связи с эквайером, насколько они быстро и надёжно работают, в какие деньги обходятся;
- есть ли у поставщика услуги собственный процессинговый центр;
- как быстро деньги за оплату картами поступают на расчётный счёт;
- в каком режиме работает техподдержка, можно ли рассчитывать на выезд специалиста на площадку заказчика и в какие сроки.
Тарифы на эквайринг для ИП
Затраты на эквайринг для ИП включают несколько статей. В общем случае это расходы на:
- приобретение оборудования и организацию канала связи с эквайером;
- подключение и настройку комплекса, обучение персонала;
- сопровождение эквайринга (комиссия с оборота, абонентская плата);
- сервисное обслуживание.
Стоимость оборудования сильно зависит от его конфигурации. Так, ВТБ предлагает широкий спектр устройств, начиная от мобильного POS-терминала Ingenico IWL стоимостью 5 тыс. руб. до полнофункциональной POS-системы АТОЛ Ресторан ЕГАИС 15» за 96 тыс. руб. Тинькофф предоставляет клиентам две модели бесплатных POS-терминалов: стационарный Verifone VX520 и беспроводной PAX D21OE.
В большинстве предложений эквайринга для ИП подключение, настройка оборудования и обучение персонала обозначаются как бесплатные услуги.
Основные затраты клиента приходятся на комиссию с торгового оборота. Она колеблется в диапазоне от 0,5% до 4%, но в основном сосредоточена в интервале 2-2,7%, который можно считать среднерыночным уровнем. Любой ИП может посчитать будущие расходы на уплату комиссии, оценив будущий объём платежей банковскими картами.
Как подключить эквайринг для ИП
Чтобы подключить эквайринг, ИП следует обратиться к поставщику услуги и подать заявку. Во многих случаях это можно сделать онлайн. После этого либо заявителя пригласят в офис, либо свяжутся по телефону для обсуждения нюансов сотрудничества и порядка оформления. Для заключения договора эквайринга заявитель представляет заявление-анкету и документ, подтверждающий статус ИП.
Установка, настройка и тестирование оборудования торгового и мобильного эквайринга для ИП производится сотрудником обслуживающей организации. Для подключения интернет-эквайринга клиент самостоятельно, руководствуясь инструкцией, устанавливает и настраивает платёжный модуль. При возникновении проблем ему на помощь приходит техподдержка эквайера по телефону или онлайн.
Резюме
Заказав услугу эквайринга, ИП получит в своё распоряжение инструмент, который из разряда инновационных давно перешёл в категорию необходимых. Торговая точка, не принимающая карты, воспринимается как пережиток прошлого. И чтобы удержаться на плаву, предприниматель должен шагать в ногу со временем.