Поделиться
Задержка рейсов в аэропортах: как получить компенсацию


Как рынок адаптируется к авиационным кризисам
С начала летнего туристического сезона россияне столкнулись как минимум с тремя транспортными коллапсами, когда из-за ограничений в российских аэропортах произошли массовые сбои в расписании полетов.
По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), с 1 мая по 21 июня 2025 года аэропорты закрывались более 260 раз. Основной причиной стало введение плана «Ковер»; кроме того, на статистику повлияло закрытие неба над Ираном. За три неполных месяца перевозчики по тем или иным причинам отменили около 1000 рейсов. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, чаще всего закрывались аэропорты Казани, Саратова, Ярославля, Калуги и Тамбова.
Авиационные кризисы затронули тысячи человек. Люди были вынуждены спать на полу в аэропортах, многим не предоставили еду, питание и размещение в отелях. Некоторым пришлось стоять в очередях за едой по несколько часов. Перевозчики и туристические компании тоже понесли убытки. Так, транспортный коллапс 5–7 июля, который привел к задержкам и отменам более 2500 рейсов, стоил авиакомпаниям 20 млрд ₽.
Основатель турагентства Mayel Travel Майя Котляр рассказала журналу Финуслуги, что происходящее усложняет логистику для профильных организаций. «Когда за сутки отменяется или садится на запасных аэродромах больше 100 рейсов, это влечет за собой массу ручной работы: перенастройку трансферов, пересогласование встреч, перерасчет страховых. Но рынок уже адаптирован — профессиональные агентства справляются оперативно», ― пояснила она.
По словам Котляр, туркомпаниям приходится информировать клиентов, успокаивать, перебронировать поездки, объяснять порядок действий. «У нас выработан антикризисный алгоритм. В течение трех–семи дней после сбоя последствия должны рассосаться. Это не безболезненно, но управляемо», ― добавила эксперт.
Можно ли получить компенсацию
Если кратко ― пассажир не потеряет деньги, потраченные на билет, но не сможет получить компенсацию за ожидание вылета.
План «Ковер» вводится ради безопасности гражданских воздушных судов. Как и непогода, военные действия или поломка самолета, это относится к обстоятельствам непреодолимой силы. По закону в такой ситуации авиакомпания и туроператор освобождаются от ответственности за задержку рейса.
Таким образом, пассажиры не могут потребовать взыскания штрафа с перевозчика, компенсации убытков и морального вреда. Однако в случае отмены полета путешественникам обязаны предложить другой рейс либо возместить полную стоимость билета. Причем это касается даже невозвратных тарифов.
Что положено пассажирам задержанных рейсов
Пассажиры задержанных из-за ограничений на полеты рейсов все же могут рассчитывать на некоторые гарантии. Согласно Федеральным авиационным правилам, авиакомпания обязана:
- При любой задержке: взять багаж на бесплатное хранение, а также предоставить комнату матери и ребенка пассажирам с детьми до семи лет.
- При задержке более двух часов: обеспечить прохладительными напитками, предоставить два бесплатных звонка или электронных сообщения.
- При задержке более четырех часов: предложить горячее питание (затем каждые шесть часов днем и каждые восемь ― ночью).
- При задержке более восьми часов днем и более шести часов ночью: поселить в гостиницу и бесплатно до нее доставить.
Как действовать в случае задержки или отмены рейса
Майя Котляр отметила, что авиакомпании вводят алгоритмы переноса и возврата денег. «Важно не решать эти вопросы без официальных регламентов от перевозчиков, в противном случае можно попасть на личные траты без компенсаций. Не уезжайте из аэропорта самостоятельно без согласования — в таких случаях потом сложно что-то вернуть», ― пояснила она.
В случае задержки рейса:
- Поставьте соответствующую отметку на стойке регистрации.
- Дождитесь отправления или откажитесь от полета, чтобы вернуть деньги за билет.
- Следите за соблюдением правил по обеспечению пассажиров, которые описаны выше, обращайтесь к представителям авиакомпании за водой, едой и размещением.
- Сохраните чеки о расходах за время ожидания вылета — если перевозчик нарушил правила и не обеспечил необходимым, впоследствии можно попытаться возместить траты.
- Если не согласны с авиакомпанией, зафиксируйте претензии и обратитесь в суд.
Что делать, если самолет сел в другом городе
Часто пилотам приходится уводить самолеты на запасные аэродромы из-за ограничений в аэропортах прибытия. Был случай, когда летевшие из Турции туристы из-за закрытого неба над Москвой оказались в Петербурге. Авиакомпания отказалась платить за перевозку клиентов в город назначения, объяснив все форс-мажором. Семье с трехмесячным ребенком пришлось ехать домой на каршеринге, потому что самолеты не летали, а билеты на поезда были раскуплены.
Юристы подчеркивают, что в той ситуации авиакомпания нарушила права пассажиров. Форс-мажор не отменяет обязанности перевозчика или туроператора доставить путешественников в пункт назначения, указанный в билете. Так что туристам должны были предложить альтернативные способы добраться из Петербурга в Москву.
Таким образом, при посадке самолета в другом городе есть несколько вариантов действий:
- Если авиакомпания предложила альтернативный способ доставить пассажиров по месту назначения, дождаться его.
- Если авиакомпания не предоставила альтернативы и оставила пассажиров в другом городе ― взять расходы на себя, но зафиксировать все траты. Их можно попытаться компенсировать через авиакомпанию или в крайнем случае ― через суд.
Выводы
От авиационных кризисов страдают как пассажиры, так и сами перевозчики, туроператоры и турагенты. При сбоях в расписании из-за введения плана «Ковер» получить компенсацию ущерба не получится, потому что это не вина авиакомпании. Но при отмене рейса перевозчик должен вернуть стоимость билета, даже если тариф невозвратный.




















