Поделиться
Pink Floyd: история группы и лучшие альбомы


От Баррета до Гилмора: начало пути
Великая история группы началась в «свингующем Лондоне» середины 1960-х. В первый состав вошло четверо музыкантов: ударник Ник Мейсон, клавишник Ричард Райт, бас-гитарист Роджер Уотерс и гитарист Сид Барретт. Последний и придумал коллективу культовое название, соединив в нем имена двух блюзменов — Пинка Андерсона и Флойда Каунсила. Правда, в 1967 году тяжеловесное словосочетание The Pink Floyd Sound сократилось до привычного нам Pink Floyd: на изменении настоял музыкальный менеджер Питер Дженнер, который стал управлять финансовыми делами группы.
Хотя вся четверка отличалась бешеной энергией и профессионализмом, именно Сид Барретт в итоге стал фронтменом. Он прославил Pink Floyd как автор песен, талантливый импровизатор, а также идеолог и вдохновитель, придумавший фирменный стиль всего коллектива. Кроме того, Баррет оказал огромное влияние на развитие психоделического рока. Летом 1967 года его сингл See Emily Play занял шестое место в британском хит-параде. Сегодня эту композицию можно найти в списке 500 песен, изменивших рок-н-ролл.
Увы: как часто бывало с творческими людьми, Сида сгубили наркотики: зависимость привела к тому, что Баррет физически не мог выступать. В итоге его пришлось заменить на Дэвида Гилмора, с которым связан следующий этап жизни Pink Floyd. Гилмор оказался настоящим самородком, поскольку представлял собой отличного вокалиста и гитариста-виртуоза в одном лице. При нем, на рубеже 1960–70-х, группа перешла от сравнительно легких песен к сложным и атмосферным инструментальным композициям — таким, как Atom Heart Mother. Музыкальный успех Pink Floyd был несокрушим, особенно после выхода альбома «Темная сторона Луны» (The Dark Side of the Moon), восхитившего всю планету.
Триумф и проверка на прочность
К середине 1970-х Pink Floyd были королями: создавали самые знаменитые альбомы, покоряли мировые чарты по обе стороны Атлантики и устраивали грандиозные шоу с небывалыми по тем временам визуальными эффектами. Завороженные толпы фанатов впадали в транс, хотя квартет апеллировал не к первобытным инстинктам, а к внутреннему миру человека, озадаченного поиском себя.
О британском коллективе хорошо знали и в СССР: с трудом добываемые зарубежные пластинки очень ценились в кругах отечественных меломанов. Журнал «Клуб и художественная самодеятельность» даже опубликовал рецензию на творчество группы, причем не разгромную, а вполне комплиментарную. А в начале 1980-х отдельную вспышку советского интереса к Pink Floyd спровоцировала песня Another Brick in the Wall («Еще один кирпич в стене»), запрещенная в ЮАР из-за нападок на режим апартеида. Эта композиция вошла в альбом The Wall («Стена»), близкий к жанру рок-оперы.
«Стена» оказалась для группы и триумфом, и испытанием. Работа над проектом выявила тлеющий конфликт между Гилмором и Роджером Уотерсом. В 1985 году Уотерс решил покинуть группу, объявив о закрытии Pink Floyd. Однако Гилмор и Ник Мейсон не согласились уходить со сцены, и им удалось возродить легенду на радость публике. Хотя коллектив продолжил выступать уже в другом составе, знаменитая четверка все-таки воссоединилась в 2005 году — на шоу Live 8 в лондонском Гайд-парке.
Распад и наследие группы Pink Floyd
Группа завершила славный путь в 2014 году, после релиза альбома The Endless River («Бесконечная река»). Сегодня мы можем с уверенностью говорить о ее выдающейся роли в истории музыки — хотя и полвека назад мало кто ставил это под сомнение. Ниже лишь несколько ответов на вопрос, почему Pink Floyd были новаторами.
Во-первых, британский коллектив использовал самые передовые технологии своего времени. Pink Floyd обожали эксперименты с реверберацией, а еще умудрялись превращать любые предметы в музыкальные инструменты. Шаги, скрипы, тиканье часов и шум кассовых аппаратов играли в композициях такую же роль, как гитарные аккорды или фортепианные пассажи. Строго говоря, нечто похожее придумали задолго до них (можем вспомнить конструктивистский «Завод» Александра Мосолова или «Симфонию гудков» Арсения Авраамова), но для рок-индустрии решение оказалось прорывным.
Во-вторых, Pink Floyd прославились как пионеры стереофонии. Группа вывела запись и монтаж в ранг подлинного искусства, научившись работать с четырьмя звуковыми каналами. Сегодня таким мало кого удивишь, но в начале 1970-х подобные новшества были чем-то вроде открытия неизвестного материка. Заслуги в этой области принадлежат гениальному звукоинженеру Алану Парсонсу. Предвосхищая всемирный бум электронной музыки, Pink Floyd активно внедряли аналоговые синтезаторы, чтобы добиваться «потустороннего» звучания и мощного психоделического эффекта.
В-третьих, британские революционеры рано поняли, что одной музыкой сыт не будешь: даже гениальное творение нуждается в блестящей «упаковке». Самые знаменитые концерты Pink Floyd сопровождались световыми проекциями, лазерными вспышками и другими эффектами. Во время тура Animals над толпой летала гигантская надувная свинья, а исполнение The Wall превратилось в колоссальный перформанс с возведением и разрушением настоящей стены.
Наконец, Pink Floyd — это выход на сложный мультижанровый уровень. Что они исполняли — арт-рок? Психоделический рок? Прото-прог? И то, и другое, и третье. Кроме того, творчество музыкантов, особенно благодаря Ричарду Райту, перекликалось с академическими традициями. Именно в рок-композициях (таких, как Echoes) вы можете внезапно встретить сонатную форму, которая была бы немыслима в поп-музыке. На Pink Floyd опосредованно влияли Бах и Гендель, при этом в альбоме Ummagumma («Уммагумма») критики обнаружили следы Штокхаузена — одного из главных авангардистов 20-го столетия. К тому же группа успешно проявила себя в жанре рок-оперы.
Слушая Pink Floyd, мы знакомимся с альтернативным миром. С одной стороны, он ушел в небытие, как подводная Атлантида. С другой стороны — вдохновил других музыкантов (например, шведскую группу Hypocrisy) на поиски собственного стиля.
Культовые альбомы Pink Floyd
- The Piper at the Gates of Dawn / «Волынщик у ворот зари» (1967). Дебютный альбом группы — единственный, записанный под руководством Сида Баррета. Лиричные композиции связаны с космической темой, а также с фольклорными и сказочными существами.
- The Dark Side of the Moon / «Темная сторона Луны» (1973). Название отсылает не к космической тематике, а к внутреннему миру индивида с его переживаниями и страхами. Первый из концептуальных альбомов Pink Floyd стал одним из самых продаваемых в мировой истории звукозаписи. Культовой стала и обложка альбома: призма, в которой преломляется луч и становится радугой. Авторами логотипа стали дизайнеры Сторм Торгерсон и Обри Пауэлл. Смысл картинки музыканты не раскрывали.
- The Wall / «Стена» (1979). Знаменитая рок-опера, которая позже превратилась в одноименный фильм Алана Паркера. История мальчика Пинка, пытающегося вырваться из системы унижения, вырастает до масштабов философского высказывания о тоталитаризме и свободе человека.
- Animals / «Животные» (1977). Идея альбома отсылает к повести Джорджа Оруэлла «Скотный двор». Легендарное произведение — лишнее доказательство того, что Pink Floyd не отрывались от реальности и умели быть остросоциальными.




















