Поделиться
Какой мотоцикл выбрать новичку: руководство по покупке первого байка


Основные типы мотоциклов
В зависимости от цели, типа конструкции и технических особенностей все байки можно разделить на три типа:
- Дорожные — для поездок по городу и шоссе.
- Внедорожные — для езды по бездорожью, грунтовым и лесным тропам.
- Спортивные — для гонок и скоростных поездок.
Дорожные мотоциклы
Созданы для передвижения по городу и продолжительных поездок по асфальту, оснащены мощным двигателем, что позволяет водителю уверенно держаться в потоке машин. Дорожные — самая неоднородная группа байков: в ней есть модели с разными свойствами и задачами.
Классические
Универсальные мотоциклы с удобной посадкой. По дизайну напоминают ретро-модели 20 века, у них мало пластика. Этот класс техники оснащен универсальным двигателем, который позволяет ездить в городе и выбираться в загородные поездки по грунту. Руль в классических байках расположен так, чтобы водитель сидел ровно, не наклоняясь вперед.
Для новичков подойдут модели с небольшим объемом двигателя. Универсальные байки просты в обслуживании и реже требуют ремонта по сравнению с другими моделями.
Скорость: до 150–180 км/ч
Масса: 180–220 кг
Нейкеды
Это «голые» мотоциклы без пластикового обвеса с простой конструкцией, где рама и двигатель открыты. Небольшой вес нейкеда позволяет легко маневрировать в потоке машин, а высокий руль обеспечивает слегка наклонную посадку.
Нейкеды подходят для начинающих водителей благодаря своей простоте и возможности быстро освоить управление. В сравнении с классическими моделями такие байки легче ремонтировать и обслуживать — большинство механизмов у них находится на виду.
Скорость: до 200–260 км/ч
Масса: 170–250 кг
Круизеры
Стильные мотоциклы, рассчитаны на расслабленную езду по шоссе при небольшой скорости. Отличаются комфортной заниженной посадкой и удобным рулем. В некоторых моделях круизеров предусмотрена небольшая защита от ветра.
Уверенно ездят на низких оборотах. Благодаря тяжелой раме круизеры передвигаются мягко, без тряски. Они могут подойти начинающим райдерам, особенно если выбирать модель не с самым мощным двигателем.
Скорость: до 130–180 км/ч
Масса: 250–400 кг
Туристические
Предназначены для спокойных и долгих путешествий по асфальту и грунтовым дорогам. Оснащены удобными сидениями, большими топливными баками, ветровыми стеклами и объемными отделениями для багажа. В качестве дополнительных функций в таких байках предусмотрены круиз-контроль и подогрев руля.
Покупка туристической модели в качестве первого мотоцикла — не лучшая идея. Такие байки дороже, тяжелее и неповоротливее по сравнению с классическими и нейкедами. Это может затруднить обучение и повысить риск аварий.
Скорость: до 180–220 км/ч
Масса: 250–450 кг
Внедорожные мотоциклы
Подходят для езды по бездорожью, грязи, песку и камням, требуют опыта и навыков. Бывают двух видов — эндуро и мотокросс.
Эндуро
Предназначены для поездок на пересеченной местности. Отличаются высокой проходимостью и прочной конструкцией. Оснащены мощным двигателем, подвеской с большим ходом и защитой от грязи.
Эта модель может подойти для тех, кто хочет научиться ездить по бездорожью или живет в сельской местности. Эндуро легко справляется с грунтовыми дорогами, лесными тропами и ухабами, при этом на нем можно ездить и по шоссе.
Скорость: 120–210 км/ч
Масса: 110–160 кг
Мотокроссовые (кроссовые) мотоциклы
Созданы для гонок по пересеченной местности и прыжков на трамплинах. Легкие и мощные, быстро ускоряются и преодолевают сложные препятствия. Не предназначены для езды по общественным трассам. У них нет фар, зеркал и поворотников, а шины рассчитаны на грунтовые покрытия и не обеспечивают сцепления с асфальтом. Большинство из них без VIN-номера, поэтому их нельзя зарегистрировать в ГИБДД.
Мотокроссовые модели не рекомендуют для новичков — такие байки требуют опытного управления, быстрой реакции и хорошей физической подготовки.
Скорость: до 100–160 км/ч
Масса: 90–130 кг
Спортивные мотоциклы
Разработаны для скоростной езды и гоночных заездов, хороши для ровных трасс, но не подходят для сложных дорог. Отличаются мощным двигателем, аэродинамическим дизайном и легкой конструкцией. Форма обтекаемая, с острыми линиями, производит впечатление гоночного болида. Место водителя наклонено вперед, чтобы уменьшить сопротивление воздуха.
Для новичков спортбайки — не лучший выбор. Они требуют опыта и навыков вождения. Мотоцикл реагирует на каждое касание водителя, поэтому на большой скорости и из-за неуверенных движений новичок может попасть в травмоопасную ситуацию.
Если все же собираетесь купить спортивный байк, выбирайте модель с небольшими объемом двигателя и низкой мощностью.
Скорость: до 300–350 км/ч, разгоняются меньше чем за минуту.
Масса: 180–220 кг.
На что обращать внимание при покупке мотоцикла
Начинающим мотоциклистам лучше выбирать легкий в управлении байк, подходящий по росту и физической комплекции. Это поможет избежать серьезных травм, особенно при разгоне или на сложных участках дороги. Легкость управления можно определить по небольшой массе модели и характеристикам двигателя — мощности, объему, количеству тактов и цилиндров.
Мощность двигателя
Величина, определяющая необходимое количество энергии для движения байка, измеряется в лошадиных силах (л. с.) и реже в киловаттах (кВт). Чем выше мощность двигателя, тем быстрее мотоцикл может разогнаться и тем больше его максимальная скорость.
Для обучения лучше всего подойдут легкие и простые модели с двигателем 50–70 л. с. Такими мотоциклами легко управлять, они достаточно стабильны для езды по городу и в потоке машин, экономично расходуют топливо.
Моторы с мощностью 70–100 л. с. чаще всего устанавливают на спортбайки и мощные круизеры. Такие модели не рекомендуют новичкам — здесь уже нужны навыки вождения.
А вот байки с двигателем мощностью 100 л. с. и больше — это уже другой уровень. Они совсем не подходят для начинающих, потому что способны разгоняться до 300–350 км/ч. На такой скорости неуверенный водитель может попасть в травмоопасную ситуацию и стать виновником ДТП.
Объем двигателя (кубатура)
Определяет мощность и динамику модели: чем больше показатель, тем выше скорость и тяга. Вместе с этим увеличивается расход топлива, а управление становится сложнее.
Категории мотоциклов в зависимости от объема двигателя:
- До 125 см³ — легкие и простые байки.
- 125–300 см³ — универсальные модели для города и небольших поездок.
- 300–600 см³ — подходят для уверенных водителей.
- 600+ см³ — требуют хороших навыков, не подходят новичкам.
Количество цилиндров
Влияет на плавность хода мотоцикла — чем больше цилиндров, тем меньше вибрирует двигатель:
- 1 цилиндр — простые и легкие моторы с вибрацией.
- 2 цилиндра — сбалансированы между мощностью и стабильностью.
- 4 цилиндра — мощные, но сложные в управлении.
- 6 цилиндров — максимальная плавность и высокая тяга. Встречаются на тяжелых туристических байках, требуют опыта
Количество тактов
Показатель, от которого зависят мощность двигателя, расход топлива и удобство во время поездок. Моторы бывают двухтактные и четырехтактные.
Четырехтактный двигатель — идеальный выбор для новичков. Он работает плавно, тихо и без резких рывков, потребляет немного топлива и отличается надежностью. Подходит для спокойной езды по городу и шоссе.
Двухтактный двигатель легкий и мощный. Но он быстро изнашивается, требует частого обслуживания и сильно расходует топливо. Его устанавливают на внедорожные модели.
Масса мотоцикла
Влияет на скорость разгона, время торможения и общую устойчивость мотоцикла.
Начинающим подходят легкие модели — до 200 кг. Они просты в управлении, быстро ускоряются и эффективно тормозят. Такие байки потребляют меньше топлива, но могут быть чувствительны к порывам ветра.
Мотоциклы со средним весом — 200–250 кг — подходят райдерам с опытом, но новичкам тоже можно обратить на них внимание. Подобные модели удерживают баланс между устойчивостью и маневренностью на дороге.
Тяжелые байки — 250 кг и более — требуют уверенности в управлении и не подходят для начинающих. На низкой скорости мотоциклисту сложнее удерживать равновесие и маневрировать. Тяжелый байк будет непросто поднять с земли после падений, а они неизбежны в первое время обучения. Более того, если мотоцикл упадет на райдера, то травм избежать не получится.
Выбор по росту и эргономике
Мотоцикл должен соответствовать физическим параметрам владельца. Из-за неправильно подобранной модели мотоциклист будет чувствовать дискомфорт, и его езда станет небезопасной.
Сядьте на мотоцикл и проверьте свои ощущения — комфортно ли вам. Если ноги свободно достают до земли, байк подходит вам по росту. Возьмите руль и оцените удобство хвата. Убедитесь, что вас устраивает расположение сиденья, подножек и других элементов. Если где-то заметили дискомфорт, не игнорируйте это впечатление — возможно, вам лучше выбрать другую модель.
Расчет бюджета
После того как изучите характеристики мотоциклов, определите, сколько вы готовы потратить. Учитывайте не только стоимость самого байка, но и другие расходы:
- Обучение
- Обязательная экипировка
- Страховка ОСАГО (бонус до 1000 ₽ при оформлении через Финуслуги)
- Техническое обслуживание
- Топливо
- Возможные штрафы
Официальные дилеры дают гарантию на технику и часто предоставляют выгодные условия при покупке. Попробуйте проследить за праздничными распродажами и специальными акциями. Но помните, что качественный мотоцикл даже со скидкой не может стоить дешево.
Можно рассмотреть покупку недорогого подержанного байка. Осенью многие владельцы продают свои мотоциклы после летнего сезона. Выбирая технику с пробегом, учитывайте, что она чаще, чем новая, будет требовать вложений на техобслуживание.
Примерные затраты на июнь 2025 года:
- Мотоцикл — от 150 000 до 400 000 ₽ (и выше).
- Экипировка — от 60 000 до 150 000 ₽.
- Техническое обслуживание — от 1000 ₽ за замену масла до 7000 ₽ за ремонт рамы. Общая сумма зависит от сложности ремонта.
- Топливо — 339 ₽ на 100 км (при цене бензина 67,72 ₽/л и среднем расходе в 5 л). При пробеге 10 000 км за сезон можно потратить около 33 900 ₽.
- ОСАГО. Базовые ставки — от 259 до 3043 ₽. Они умножаются на специальные коэффициенты в зависимости от характеристик модели и истории страховых случаев. Итоговая цена может доходить до 7000 ₽.
Как формируется стоимость полиса ОСАГО, мы подробно рассказали в этой статье. Рассчитать стоимость ОСАГО для мотоцикла можно с помощью специального калькулятора. Для этого достаточно ввести номер гособразца.
Вывод
Выбор первого мотоцикла — ответственный шаг. Учитывайте ваш бюджет, удобство использования и безопасность на дороге. Чтобы получить удовольствие от обучения и езды, лучше начинать с легкого и маневренного байка с умеренной мощностью.






















