Поделиться
КАСКО: выплата по калькуляции
Все привыкли, что возмещение вреда по «автогражданке» чаще осуществляется в виде денежной суммы. Но в сфере КАСКО всё происходит если не наоборот, то как минимум иначе. Выплата по калькуляции является, пожалуй, менее популярным способом урегулирования убытков, чем ремонт. Тем не менее, данный инструмент весьма востребован на рынке. Особенности данного метода урегулирования убытка в могут оказаться как преимуществом, так и недостатком в зависимости от конкретной ситуации.
Почему страховщики опасаются платить деньгами?
Начнём с того, что страховые компании по-разному относятся к «денежной» форме возмещения ущерба. Вот примеры политики организаций, с которыми может столкнуться автолюбитель.
- Полный отказ от выплат по калькуляции. Урегулирование убытков происходит только посредством направления на ремонт.
- Частичный отказ от выплат по калькуляции. Как правило, касается более «свежих» автомобилей. Может ограничиваться сроком гарантии или иным «возрастным» порогом.
- Полная «свобода выбора» для клиентов в части выплаты по калькуляции как способа урегулирования убытков. В этом случае автолюбители вольны совершенно свободно включать соответствующую позицию в договор страхования.
- Предоставление выбора варианта урегулирования убытка по каждому заявлению. При этом страхователь не выбирает определённый вариант на весь срок страхования, а определяет его для каждого страхового случая.
Иногда можно встретить способ денежной компенсации как единственно возможный. Однако подобные условия, как правило, относятся к «неклассическим» продуктам и не применяются при полноценном страховании машины.
Почему компании отказываются (полностью или частично) от выплат по калькуляции? Здесь можно выделить две основные причины.
Первая: данное условие договора влечёт соответствующий риск мошенничества со стороны страхователя. Очень наглядна здесь ситуация с осмотром после произведённого ремонта. Поскольку страховщик не контролирует ремонт, автолюбитель должен предъявить восстановленный автомобиль. Иначе компания не будет иметь подтверждения замены или ремонта повреждённых элементов. А значит, может отказаться платить по ним при очередном страховом случае.
Однако нередко такой осмотр оставляет без внимания исправление внутренних повреждений (включая элементы электроники). Да и внешние недостатки иногда могут остаться незамеченными. После чего страхователь вполне может заявить их повторно.
Вторая: при возмещении ущерба в денежной форме у клиентов появляется стимул для обращения в страховую организацию по небольшим случаям. Даже при отсутствии франшизы страхователи порой не заявляют о «мелких» повреждениях, если после этого их ждёт ремонт. Обычно так происходит из-за экономии времени. Не всегда есть возможность тратить его на оформление дорожного инцидента, визит в офис компании и проведение осмотра. К тому же, на время ремонта автолюбитель остаётся без машины.
Но если речь идёт о получении определённой суммы, для многих неудобства окупаются финансово. Клиент может продолжать эксплуатацию повреждённого транспортного средства, потратив полученную выплату на иные цели.
Тем не менее, многие страховщики готовы предлагать своим клиентам денежные выплаты в качестве альтернативы ремонту. Но принимая решение о покупке страховки на данных условиях, следует учитывать последствия такого выбора.
Скидка, но не на пустом месте
Характерным преимуществом полиса с денежной компенсацией является его стоимость. Обычно она ниже цены страховки, предполагающей ремонт авто. Калькулятор КАСКО для данного условия может предусматривать скидки до 30%. Величина такого дисконта бывает установлена:
- В фиксированном размере для любого транспорта;
- В дифференцированном размере в зависимости от вида транспорта (легковой, грузовой) или гарантийности авто (например, 25% — для гарантийных машин, 5% — для негарантийных);
- Плавающая скидка в зависимости от конкретного года выпуска и типа транспортного средства.
Между тем, следует обращать внимание и на порядок оценки полученного ущерба. Он может различаться от страховщика к страховщику и даже в рамках одной компании. Вот некоторые возможные варианты, которые существенно влияют на результаты расчётов:
Таблица 1. Варианты оценки ущерба.
| Условие расчёта | Что означает |
|---|---|
| Калькуляция с учётом износа | При калькуляции учитывается расчётный износ заменяемых деталей. Обычно он зависит от пробега и года выпуска машины. Собственно, в этом отношении калькуляция осуществляется по аналогии с ОСАГО. С той лишь разницей, что в «автогражданке» максимальный износ ограничен 50%. А по КАСКО каждая компания устанавливает свои собственные условия. |
| Калькуляция без учёта износа | В данном случае расчёт производится исходя из стоимости новых запчастей. Результат такого подхода нередко оказывается сопоставим с калькуляцией станции технического обслуживания. Однако возможны отклонения в части стоимости нормо-часа работ и цен на материалы. |
| Калькуляция с использованием специализированных программ ("Аудатэкс" и другие) или стандартов ОСАГО | В зависимости от того, какой именно алгоритм используется, получившаяся сумма может оказаться достаточной для ремонта или ниже калькуляции техцентра. Какова разница в этом случае, зависит в том числе от схемы работы конкретной мастерской. Например, если станция использует такую же специализированную программу, скорее всего расчёт окажется близок к реальной стоимости ремонтных работ. |
Скидка на полис с условием выплаты компенсации деньгами обусловлена возможностью страховщика обезопасить себя от высоких цен дилерских центров. Иными словами, компания рассчитывает платить по калькуляции меньше, чем платила бы ремонтным предприятиям. Понятно, что разные варианты техники расчёта по-разному выгодны для страховой организации.
Как правило, чем больше предлагаемый дисконт, тем меньше вероятность, что компенсации при убытке хватит на восстановление авто.
Применение выплаты по калькуляции
Возмещение по калькуляции помогает урегулировать «выплатные» вопросы на неофициальном уровне. Ярким примером здесь служит условие договора о направлении гарантийных машин на ремонт к официальному дилеру. В некоторых регионах вполне может не быть оформленных отношений между представителем конкретного автоконцерна с страховщика. На практике в таком случае стороны нередко идут на взаимовыгодный компромисс.
Заключается дополнительное соглашение о том, что выплата по заявленному убытку происходит в денежном выражении по расчёту страховщика. При этом расчёт «подгоняется» под заранее оговорённую с клиентом цифру, необходимую для ремонта у дилера. Конечно, страхователям нередко приходится идти к этому через последовательное отстаивание своих прав. Но сам по себе подобный инструмент достаточно распространён и неофициально принят на вооружение многими компаниями.
Компенсация в виде денежной выплаты привлекает клиентов как возможностью получить деньги на руки, так и экономией на страховке. Тем не менее, соглашаться на это условие стоит с большой осторожностью. Прежде чем принимать окончательное решение, нелишне досконально изучить условия правил конкретного страховщика в части такого варианта урегулирования убытков.

У меня нет номера


















