Сколько стоит ОСАГО в Германии?

Осенью 2020 года Центробанк России в очередной раз повысил цены на автогражданку. В свете перемен интересно узнать, а как обстоят дела с ОСАГО в других, более экономически развитых странах, например, в Германии.

В этой стране обязательное страхование автогражданской ответственности было введено в 1939 году, поэтому можно сказать, что сейчас немецкий рынок автогражданки окончательно сформировался. Поэтому в некоторой степени его можно использовать для примера того, к чему нужно стремиться при изменении российского рынка ОСАГО.

В России и Германии во многом схожи подходы к страхованию, например, автовладельцу не выдадут государственный регистрационный знак, если он не предъявит полис обязательного автострахования. Но есть и существенные отличия, в частности для определения вины одной из сторон в Германии достаточно передать другому участнику ДТП номер своей страховой компании.

Как формируется страховой тариф?

Немецкие страховые компании определяют страховой тариф самостоятельно, без участия государства. На стоимость полиса влияет масса различных факторов, но больше всего на ней отражается модель транспортного средства.

В России есть привязка цены полиса ОСАГО к транспорту, но пока только с позиции определения количества лошадиных сил.

Все транспортные средства у немецких страховых компаний разделены, применительно к обязательному автострахованию, на шестнадцать различных классов. Чем выше уровень, тем дороже стоит полис.

Раз в год классы пересматриваются, это происходит в начале октября. Если аварийность по конкретной модели автомобиля снизилась за последние три года, то такой транспорт переносят в более «дешевую» категорию.

Также итоговая цена обязательного полиса привязана к следующим параметрам:

  • месту жительства автовладельца (полис стоит дороже в крупных городах);
  • возрасту, стажу, профессии и семейному положению водителей.

Как и в России, молодые и неопытные водители платят за полис больше, чем автолюбители с солидным стажем вождения. Также считается, что холостые водители более склонны к нарушению правил дорожного движения, а значит и риск аварии в их случае в разы выше.

С учётом всех упомянутых факторов цена полиса в итоге может сильно отличается: примерно в диапазоне от двухсот до полутора тысяч евро. Стоимость немецкой автогражданки зависит и от тарифной политики конкретной страховой компании, поэтому перед покупкой полиса стоит сравнить условия в нескольких организациях.

Как снизить цену на страховку?

Немецкие страховые компании применяют систему поощрения безубыточных водителей. Максимальный размер скидки за вождение без аварий достигает тридцати процентов от цены полиса обязательного автострахования. Чтобы накопить такую скидку, нужно отъездить без дорожных аварий по собственной вине двадцать пять лет.

Водитель может передать накопленную за годы безаварийного вождения скидку своим прямым потомкам, живущим с ним в одном доме, но только с согласия страховой компании.

Можно добиться экономии и за счет сравнения условий в разных страховых компаниях, так как немецкие автостраховщики применяют разные тарифы. Правда, при этом можно прогадать с лимитом ответственности по имущественному ущербу: минимальная страховая сумма по этому риску составляет полмиллиона евро, но может превышать миллион евро.

Лимит ответственности страховых компаний за вред жизни и здоровью всегда одинаковый – семь с половиной миллионов евро.

Когда цена автостраховки растет?

Стоимость обязательной автостраховки увеличивается в двух случаях: модель транспортного средства переносят в более «дорогой» класс либо водитель становится виновником дорожно-транспортного происшествия.

В последнем случае иногда есть шанс договориться со страховой компанией о сохранении скидки за безаварийность при условии, что виновник аварии самостоятельно оплатит часть ремонта поврежденного транспорта.

Правда, такое возможно лишь при незначительных дорожных происшествиях.

В случае крупного ДТП с несколькими поврежденными автомобилями виновнику аварии будет дешевле согласиться на удорожание страховки, чем самостоятельно компенсировать пострадавшим даже небольшую часть ущерба.

А как обстоят дела с выплатами?

Довольно часто дорожно-транспортные происшествия в Германии заканчиваются судебной тяжбой между страховой компанией виновника аварии и владельцами поврежденного им имущества. Главная причина этого кроется в том, что для признания своей вины тому водителю, который спровоцировал дорожное происшествие, достаточно сообщить участникам аварии телефонный номер своего страховщика.

Так что, немецкие автостраховщики крайне неохотно расстаются с полученными от клиента деньгами, как и их российские коллеги.

Поэтому оптимальным вариантом страховой защиты будет оформление не только полиса обязательного автострахования, но и договора КАСКО. В таком случае со страховой компанией виновника дорожной аварии будет разбираться компания, в которой оформлен полис КАСКО.

Какие еще есть отличия?

У немецких автостраховщиков достаточно большие финансовые полномочия – если клиент забудет своевременно продлить полис, страховая компания вправе списать с его банковского счета необходимую денежную сумму. Если же речь идет о новом автомобиле, который никогда ранее не страховали, то его владельцу крайне невыгодно ездить без страховки, так как в противном случае его ждет существенный штраф.

В остальном же система обязательного автострахования Германии схожа с российской, немецкие автостраховщики состоят в профильном объединении – аналоге Российского Союза Автостраховщиков (РСА). Эта организация и решает, к какому классу относится конкретная модель транспортного средства.

Кроме того, профильный союз дает рекомендации своим участникам по ценообразованию, например, по порядку применению скидки за отсутствие аварий. Однако в итоге страховая компания самостоятельно решает, какой именно тариф применить в конкретном случае.

ОСАГО с экономией до 78%

Рассчитаем стоимость ОСАГО в 16 страховых компаниях. Покупка полиса в несколько кликов, без комиссии, офисов и курьеров.