Поделиться
Можно ли отказаться от страховки ВЗР?
Поездка сорвалась, и больше нет необходимости в страховом полисе? Откажитесь от него. Это можно сделать в течение всего периода действия договора; но важно знать, что период охлаждения на такие полисы не распространяется. О нюансах отказа от страховки ВЗР расскажем далее.
Прекращение отношений со страховщиком
Договор страхования выезжающих за границу, если исходить из правил страховщиков, может быть прекращён по следующим причинам:
- истечение срока действия;
- исполнение страховой компанией (СК) всех обязательств;
- отказ страхователя от договора;
- если возможность наступления страхового случая отпала;
- если стороны решили расторгнуть договор по взаимному согласию;
- получение временной регистрации, разрешения на постоянное проживание на территории страхования;
- ликвидация СК;
- неуплата страховых взносов клиентом (в этом случае компания может расторгнуть договор в одностороннем порядке).
Несмотря на то, что существует много ситуаций прекращения отношений со СК, наиболее распространён вариант отказа страхователя от полиса с целью возврата оплаченных средств (полного или частичного).
Порядок отказа от полиса
Рассмотрим процедуру отказа от страховки на примере АльфаСтрахования. В правилах компании говорится, что для досрочного расторжения договора нужно предоставить заявление. В нём указывается следующая информация:
- ФИО, адрес и контакты клиента;
- номер договора;
- сумма оплаченной премии;
- дата оплаты и номер платежного документа;
- банковские реквизиты для возврата средств.
Каких-то дополнительных документов АльфаСтрахование не требует, но сообщает на своём сайте, что клиент значительно ускорит время рассмотрения заявки, если приложит к заявлению:
- копию договора;
- копию документа, подтверждающего оплату страховой премии;
- иные бумаги, имеющие отношение к делу.
Документы рассматривают в течение 10 дней. Если страхователь имеет право на возврат части премии, её возвращают в этот же срок. Обратите внимание, что он отсчитывается с даты поступления бумаг в страховую компанию.
Отказ от ВЗР в период охлаждения
Под периодом охлаждения понимают срок, в течение которого человек вправе отказаться от договора добровольного страхования с возвратом средств. В 2018 году его увеличили до 14 дней. Период охлаждения действует для следующих видов страхования:
- КАСКО;
- ДМС;
- страхование жизни;
- имущества;
- от несчастных случаев и болезней;
- финансовых рисков;
- гражданской ответственности перед третьими лицами.
На страхование выезжающих за рубеж период охлаждения не распространяется.
Кстати, не действует он и в отношении полисов «Зелёная карта». Поэтому отказаться от договора в упрощённом порядке турист не сможет.
Всегда ли вернут деньги при отказе от полиса ВЗР?
Отказаться от полиса добровольного страхования (именно к этому типу относится страховка ВЗР) можно в любой момент до окончания его действия. Но нужно быть готовым к тому, что получить назад переведённые СК деньги не удастся. Не исключено, что даже судебные органы окажутся на стороне страховщика.
Рекомендуем заранее ознакомиться с правилами страхования компании, где вы намерены купить полис, и выяснить, в каких случаях можно рассчитывать на возврат, а в каких нет.
Обратите внимание, что медицинская страховка обязательна при путешествиях в страны Шенгена. Если вы откажетесь от полиса, могут возникнуть проблемы на границе, вплоть до срыва поездки.
Можно ли отказаться от договора коллективного страхования
Если отдыхать едет группа туристов, заключите договор коллективного страхования. Например, Ингосстрах принимает заявки на такие полисы для компаний от 5 человек. Таким образом туристы могут сэкономить, поскольку зачастую страховая премия по «коллективному» договору ниже, чем суммарная стоимость отдельных полисов для каждого из застрахованных лиц.
От такой страховки тоже можно отказаться. Это делается в общем порядке, который мы описали выше. Но заранее, перед заключением договора, всё же рекомендуем ознакомиться с правилами страхования вашей СК, чтобы избежать недоразумений в будущем.
Рассмотрим примеры
Каждая компания диктует свои условия. Рассмотрим их на примере трёх крупных игроков рынка.
В Ингосстрахе страховую премию не возвратят, если действие договора прекратилось, СК исполнила свои обязательства перед клиентом, а также если последний отозвал своё согласие на обработку персональных данных. Во всех этих случаях сумма взноса считается полностью заработанной страховщиком – об этом сказано в правилах страхования Ингосстраха.
При отказе клиента от полиса по письменному уведомлению сумму премии ему вернут, но пропорционально количеству оставшихся дней. Существуют исключения. Возврат денег невозможен, если:
- клиент заявил о том, что никуда не выезжал и страховка не понадобилась, уже после окончания периода страхования;
- по договору наступил страховой случай;
- у клиента есть действующая виза на поездку в страну (регион), указанную в договоре страхования.
Если возможность наступления страхового случая отпала или стороны решили расторгнуть договор по соглашению, деньги вернут, но также с учётом периода действия договора (из премии вычтут вознаграждение за дни, в течение которых полис действовал).
В Росгосстрахе отдельно оговорена ситуация с оплатой премии в рассрочку. В правилах страхования сказано, что деньги возвращают, только если страхователь ранее оплатил всю сумму. То есть если была внесена часть, средства получить назад не удастся.
Если клиент направил отказ от договора до начала его действия, ему возвратят премию за вычетом 35%. Если виза у туриста открыта, вернуть деньги не получится. Её отсутствие придётся подтвердить, предоставив загранпаспорт.
После начала действия договора вернуть средства, выплаченные СК, не удастся. Исключением будут ситуации, когда консульство отказало в выдаче визы или выдало её несвоевременно. В этом случае из суммы вычтут 35%. Кстати, по риску «Отмена поездки» Росгосстрах не возвращает деньги ни при каких обстоятельствах.
В АльфаСтраховании не возвращают деньги при досрочном расторжении договора из-за отказа клиента. Исключением считаются только случаи, когда причиной стали действия компании (например ошибки при оформлении полиса). Тогда страховую премию возвращают в полном размере.




















