Бывает, что человеку больше не нужен полис ОСАГО на свой автомобиль, а страховка еще не закончилась. Как поступить в такой ситуации и всегда ли можно обратиться в страховую компанию (СК) и получить обратно часть денег?
В этом вопросе правила ОСАГО (п.п. 33, 33.1) придерживаются четкой позиции. Вернуть средства за неистекший период действия полиса можно в трех ситуациях.
Чисто теоретически, согласно п. 33, часть страховой премии компания обязана вернуть и при своей ликвидации (банкротстве), но на практике подобная ситуация мало реалистична.
При выполнении условий деньги возвращаются пропорционально не использованным по страховке дням за вычетом 23%, начиная со дня, следующего за датой досрочного прекращения действия полиса ОСАГО.
Важно знать, что при продаже машины средства за неиспользованную часть страховки вернутся не со дня продажи , а с момента написания заявления на расторжение. И если ТС продано в мае, а человек только через два месяца обратился в СК, вернуть средства за это время уже не получится. Таким образом, чем раньше автовладелец обратится за возвратом, тем большую сумму ему насчитают.
А вот что касается гибели ТС или смерти гражданина (собственника/страхователя), датой досрочного прекращения договора автоматически будет считаться дата произошедшего. В этих ситуациях нет необходимости обращаться к страховщику как можно раньше.
В некоторых компаниях могут также попросить предоставить:
Лучше всего предварительно позвонить по телефонам, указанным в страховке, и точно узнать перечень необходимых документов. Не забудьте сделать копию сданного полиса, а также заявления о расторжении, чтобы в случае задержки выплат иметь документы, подтверждающие намерение СК расплатиться с вами.
По правилам ОСАГО (п. 34) часть неиспользованной премии возвращается страхователю при условии:
Если автовладелец продает ТС по генеральной доверенности, юридически оставаясь его владельцем, достаточно просто вписать нового владельца в страховой полис, взяв с него компенсацию за внесение в страховку.
Если сразу выдать наличные из кассы нельзя, компания обязана перечислить их на расчетный счет застрахованного лица в течение 14 календарных дней со дня написания заявления о досрочном прекращении договора. Как правило, перечисленная сумма поступает на карточку или книжку даже раньше.
Если спустя две недели деньги не были перечислены, значит, что-то пошло не так. Обращайтесь в офис — возможно, сотрудники сами выяснят, на каком этапе потерялся платеж, а еще попытайтесь узнать в бухгалтерии номер платежного поручения в банк.
Если это не помогло или вы столкнулись с полным равнодушием к вашей проблеме, идите к руководству местного филиала компании, грозите судебным разбирательством. Если подобная активность ни к чему не приводит, пришло время обращаться в РСА, ФССН и суд. Вот тут и пригодятся сделанные ранее копии полиса и заявления. Хотя, справедливо будет заметить, в крупных компаниях процесс расторжения достаточно отлажен и не вызывает особых нареканий со стороны клиентов.
Причин для прекращения сотрудничества с СК может быть множество: нежелание обслуживаться у данного страховщика, отъезд на длительное время, болезнь, поломка машины, отказ от вождения и т. д. Но страховые компании ссылаются на правила и закон об ОСАГО, и не «отпускают» клиентов в случаях, не закрепленных законодательно. Согласно п. 33.1, досрочно прекратить действие договора обязательного страхования можно в следующих ситуациях:
Самые упорные клиенты страховых настаивают на том, что «собственное желание» — это и есть «иные случаи» и идут на судебное разбирательство. Иногда им удается доказать свою правоту, но подобные прецеденты происходят очень редко.
Это еще один вопрос, споры по которому из-за несовершенства нашего законодательства не прекращаются. С точки зрения СК, удерживая при возврате 23%, она действует правомерно. Существует утвержденная Правительством РФ структура страхового тарифа ОСАГО:
Таким образом, 23% — это расходы, которые компания понесет так или иначе: останется клиент на весь период страхования или расторгнет договор досрочно. Логика автостраховщиков, в принципе, понятна. Тем более подавляющее большинство людей и не думает возмущаться по этому поводу.
Но некоторые принципиальные автолюбители возражают против незаконных, с их точки зрения, удержаний — пишут недовольные отзывы о работе страховых компаний, претензии и обращаются в суд. Ведь в законах нет ничего о 23%, а лишь сухая информация:
Возражения страхователей абсолютно правомерны. Именно поэтому обратившиеся в суд автовладельцы нередко возвращают удержанные компанией 23%. Бывают ситуации, когда даже до суда дело не доходит. Достаточно отправить заказные письма в РСА и ФССН и досудебную претензию в страховую компанию.
Некоторые компании требуют при расторжении договора обязательного страхования предоставить копию ПТС с отметкой о новом владельце. Это требование не является законным. Для страховщика должно быть достаточно справки-счета или договора купли-продажи. Страхователь, который хочет разорвать со страховой компанией отношения по причине, не подпадающей под правила (перечисленные выше), может сделать оформить рукописный договор купли-продажи, на основании которого страховая будет обязана расторгнуть договор и вернуть потраченную на страховку сумму. А уж будет машина продана в реальности или нет — личное дело каждого автовладельца. Поэтому компании и подстраховываются, требуя ПТС.
Если страховая компания пытается занизить или вообще не возвращать деньги при расторжении договора, мотивируя это тем, что по нему осуществлялись выплаты, — это неправомерно. Убыточность не учитывается, и часть премии за неиспользованный период должна возвращаться по обычной схеме — пропорционально (за вычетом 23%, если клиент не имеет по этой теме претензий).
Расторжение договора ОСАГО не всегда проходит гладко. Не все четко определено в российском гражданском и страховом законодательстве, не все трактуется однозначно. Если хотите доказывать свою правоту и законодательные акты это позволяют — добивайтесь своего. Все чаще судебная система встает на сторону страхователей в вышеперечисленных спорных вопросах. Другое дело, что подавляющее большинство автовладельцев не пытается вникать в вопросы расторжения, не интересуется расчетом возврата. А если до окончания действия полиса остается немного, некоторые попросту ленятся идти в офис «из-за копеек».