Как работает система ПВУ?

Раньше законодательство давало автовладельцам возможность самостоятельно решить, куда обращаться за возмещением по «автогражданке». Правда, такой выбор был возможен лишь при соблюдении определенных условий. В настоящий момент отечественные автомобилисты, обращающиеся за выплатой, лишены подобного выбора.

Если в дорожном происшествии участвовало не более двух единиц транспорта и не был причинен вред здоровью либо жизни людей, то потерпевший должен подавать заявление на выплату в компанию, продавшую ему обязательную автостраховку. Другими словами, прямое возмещение ущерба перестало быть альтернативным. Естественно, изменение порядка функционирования системы ПВУ увеличило количество убытков, заявленных страховщикам их собственными клиентами. Следствием роста количества таких выплатных дел стало увеличение интереса страхователей к основным принципам взаимодействия страховых компаний в рамках системы ПВУ. Нужно отметить, что сегодня практически отсутствует официальная информация на этот счет, но все же можно выделить основные этапы урегулирования подобного убытка.

Кто в итоге платит?

Некоторые отечественные автомобилисты ошибочно полагают, что обращение за возмещением по ОСАГО к своему страховщику принесет ему убытки. На самом деле оплачивать ущерб в любом случае предстоит страховой компании водителя, спровоцировавшего аварию. Правда, выплата пострадавшему все же перечисляется его автостраховщиком. Чтобы внести ясность в эту слегка запутанную схему стоит рассмотреть порядок взаимоотношения страховщиков и автомобилиста. Последовательность действий всех заинтересованных сторон при оформлении убытка по ПВУ выглядит так:

  1. Потерпевший подает заявление на выплату в организацию, продавшую ему полис.
  2. Страховщик направляет в компанию виновника происшествия запрос, в котором просит разрешить выплату возмещения.
  3. Компания виновника соглашается либо не соглашается признать происшествие страховым событием, после чего извещает о своем решении страховщика потерпевшего.
  4. В зависимости от решения потерпевшему или отказывают в выплате, или перечисляют возмещение.

Получается, что при оформлении убытка в рамках системы ПВУ решение об отказе принимает автостраховщик виновника. Таким образом, даже в случае отрицательного результата владельцу поврежденной машины не стоит обижаться на своего страховщика. Правда, в отзывах о страховых компаниях встречаются жалобы на нерасторопность выплатников при передаче документов автостраховщику виновника аварии, правда за последний год подобных отзывов стало заметно меньше.

Права и обязанности

Стоит подчеркнуть, что взаимодействие страховых компаний в описанных обстоятельствах происходит в соответствии с соглашением о ПВУ. В этом документе, подготовленном специалистами «Российского Союза Автостраховщиков» (РСА), содержится описание всех аспектов отношений между двумя автостраховщиками при прямом возмещении ущерба, включая правила финансовых операций. К сожалению, нет возможности ознакомиться с актуальной версией данного соглашения, так как на официальном сайте РСА размещена его устаревшая редакция.

Кстати, довольно часто появляются новости об исключении той или иной компании из соглашения о ПВУ. Как правило, подобные санкции применяются к компаниям, испытывающим серьезные финансовые трудности, потому такие новости можно использовать как показатель благонадежности автостраховщика. Да, за время существования соглашения были случаи, когда после устранения каких-либо нарушений компанию принимали обратно, но это бывает крайне редко.

А если страховщик банкрот?

Раз уж речь зашла о финансовом благосостоянии автостраховщиков, нельзя не упомянуть о том, как получить возмещение в случае банкротства страховой компании. Известно, что стоимость ОСАГО в разных фирмах хоть и отличается, но не сильно. Именно поэтому некоторые автомобилисты до сих пор не слишком заморачиваются над выбором страховщика. Этим умело пользуются небольшие страховые компании на грани разорения. Они делают всё возможное для увеличения продаж обязательных автостраховок в преддверии собственного финансового краха, следствием чего становится резкий рост числа заключенных договоров страхования.

Итак, куда обращаться за возмещением в рамках системы ПВУ клиентам таких организаций? Все предельно просто: если компания, продавшая автолюбителю полис ОСАГО, лишается лицензии, необходимо оформлять выплату у страховщика виновника ДТП. Также бывают случаи, когда ответственность виновника происшествия и владельца поврежденного автомобиля застрахована в компаниях, лишенных лицензии. В таком случае за страховым возмещением следует обращаться в РСА.

Безответственный автовладелец

Даже самый ответственный и дальновидный владелец автомашины не в состоянии предугадать встречу с лихачом без полиса ОСАГО. Известно, что при наличии подобных обстоятельств не удастся получить возмещение у своего автостраховщика. Раньше единственным способом добиться справедливости была подача судебного иска к безответственному водителю, управляющему машиной без обязательной автостраховки. Однако сегодня у пострадавших автомобилистов и других участников движения есть возможность получить компенсационную выплату в РСА.

Правда, они могут рассчитывать лишь на компенсацию вреда здоровью либо жизни, ведь имущественные претензии можно заявить исключительно при наличии у виновника дорожной аварии договора ОСАГО. Причем даже если виновник застрахован в компании-банкроте. При этом пострадавшему нужно помнить, что компенсационная выплата за вред здоровью либо жизни может составлять до пятисот тысяч рублей. К слову, такой же порядок компенсации ущерба действует в ситуации, когда виновник происшествия не был установлен.

Классом выше

Порой страхователи, имеющие полис КАСКО, предпочитают не обращаться за выплатой по «автогражданке», так как боятся потерять скидку за безаварийное вождение. Как уже было сказано, расходы на возмещение ущерба в любом случае ложатся на страховщика виновника аварии, а в случае его банкротства выплата производится из средств компенсационного фонда. По этим причинам опасения страхователей относительно потери скидки напрасны. Если происшествие произошло по вине другого автомобилиста, потерпевший вправе рассчитывать на сохранение текущего значения коэффициента бонус-малус. В правдивости данного утверждения несложно удостовериться изучив тарифное руководство по обязательному автострахованию. Ознакомиться с документом можно на сайте Центробанка России.