Поделиться
Как агентам и менеджерам удаётся обворовывать автостраховщиков?
Всё чаще в ленте новостей попадается информация о том, что агент или менеджер какой-либо страховой компании попался на воровстве клиентских денег.
Если быть точнее, то уголовный кодекс квалифицирует такие действия как присвоение или растрату. Фактически представитель страховой компании ничего не ворует, он просто не передаёт работодателю деньги, полученные от клиентов, либо передаёт деньги лишь частично.
При этом в каждом случае речь идёт о разных суммах денег, кому-то из агентов удаётся похитить целых пятьдесят тысяч рублей, кому-то – более серьезные суммы, например, полтора миллиона рублей. Всех их объединяет одно – речь идет, как правило, про договора моторного страхования, то есть про страховки ОСАГО, КАСКО и ДСАГО.
Как агенты и менеджеры проворачивают аферы?
В каждой страховой компании имеется собственная служба безопасности, в задачи которой входит не только противодействие обычным мошенникам, но и отслеживание действий сотрудников собственной компании. Но даже несмотря на наличие безопасников хитрым агентам и менеджерам всё равно периодически удаётся похищать деньги.
Чтобы понимать, как такое возможно, нужно знать принцип работы страховой компании изнутри.
Агенты и менеджеры являются всего лишь представителями страховщика перед клиентами, для этого им выдаются бланки строгой отчётности: страховые полисы и квитанции об уплате страховой премии. Периодически в страховых компаниях проходят сверки:
- количества выданных бланков;
- количестве сданных бланков (застрахованных клиентов);
- количества бланков, оставшихся на руках у агента или менеджера.
При этом в некоторых случаях такие проверки носят формальный характер. Например, руководитель агентской группы спрашивает агента: «Иван, за тобой числятся пять полисов и столько же квитанций, они у тебя есть?»
«Да, есть», – отвечает агент, – «но сейчас с собой нет, дома лежат, боюсь потерять».
«А, ну отлично, в следующий раз покажешь», – резюмирует руководитель агентской группы.
А ведь вполне возможно, что по этим полисам уже застрахованы реальные транспортные средства, а деньги и бланки агент не сдаёт, скажем, потому что ему на некоторое время потребовались деньги. Так почему бы не одолжить из суммы, полученной от клиента?
Со временем агент ещё больше влезает в такой «долг», а может и изначально не собирается возвращать деньги, надеясь, что про выданные ему бланки скоро забудут.
Только подобный обман рано или поздно вскрывается, всегда вскрывается.
А некоторые представители страховых компаний идут дальше: они прописывают разные условия страхования в экземпляре полиса клиента и экземпляре полиса страховщика. Например, при страховании машины по договору КАСКО агент не вписывает в экземпляр полиса страховщика водителя с маленьким стажем, а в клиентский экземпляр этого водителя вписывает.
В итоге клиент платит одну сумму, скажем, пятьдесят тысяч рублей, а в экземпляре полиса КАСКО страховой компании фигурирует другая сумма, скажем, сорок тысяч рублей. Разницу, конечно, представитель страховщика присваивает себе.
На чем «горят» незадачливые хитрецы?
Обман всегда вскрывается. В частности, когда клиент обращается в страховую компанию за возмещением ущерба или для того, чтобы изменить условия договора, например, внести в полис нового водителя. В таком случае обязательно будут сверены экземпляр договора клиента и данные в базе данных страховой компании, которые заполнены на основании экземпляра договора страховщика.
Если агент просто присвоил деньги, а документы спрятал или выкинул, клиенту объявят, что он не застрахован в данной страховой компании.
Далее последуют обращение в полицию с заявлением на мошенничество и, скорее всего, длительное судебное разбирательство о признании полиса действительным.
Если же агент действовал по схеме с отличиями между экземплярами договоров страховщика и клиента, то страховые компании, как правило, самостоятельно обращаются в полицию, агента заставляют компенсировать разницу, а клиент теряет только время, необходимое для того, чтобы разобраться в ситуации.
Что говорит уголовный кодекс?
Если будет доказан факт присвоения или растраты со стороны агента, то ему грозит ответственность по статье 160 УК РФ «Присвоение или растрата». Пункт данной статьи зависит от масштабов деятельности афериста. Максимальное наказание по этой статье – лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом до миллиона рублей. Минимальное наказание:
- либо штраф до ста двадцати тысяч рублей или в размере зарплаты осуждённого;
- либо обязательные работы до двухсот сорока часов;
- либо исправительные работы до шести месяцев;
- либо ограничение свободы до двух лет;
- либо принудительные работы до двух лет;
- либо лишение свободы до двух лет.
Если при этом агент ещё и занимался подделкой документов, когда отличаются экземпляры договора клиента и страховой компании, то ему придётся нести ответственность ещё и по статье 327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков».
Так что, наказание за такие аферы предусмотрено более чем серьезное, но, к сожалению, даже это не всегда останавливает агентов и менеджеров в желании нажиться за счёт работодателя.




















