Как сдать технику обратно в магазин

У покупателя нередко возникает желание вернуть в магазин купленную технику. В некоторых случаях это сделать легко, в других — практически невозможно. Разбираемся, как работает возврат бытовой техники.

Как вернуть технически несложный товар

Можно ли вернуть технику обратно в магазин, если она не подошла по размеру, форме, цвету, комплектации или каким-либо еще критериям? Да, закон это допускает. Также можно вернуть такой товар, если он ненадлежащего качества. На это есть 14 дней без учета самого дня покупки.

Обменять непродовольственный товар можно, если его никак не использовали, товарный вид, пломбы, ярлыки и потребительские свойства сохранены. Покупку желательно подтвердить кассовым или товарным чеком или любым другим документом. Однако, даже если его нет, можно вернуть товар. Если помните примерную дату и время покупки, можно свериться с электронной базой магазина или отчетом по кассовой ленте. Кроме того, подтвердить факт покупки можно по записям видеокамер, если они установлены в магазине.

Список товаров, которые нельзя обменять, утвержден Правительством РФ.

Чтобы вернуть или обменять товар, нужно:

  1. Обратиться к продавцу;
  2. Составить письменную претензию в двух экземплярах, если продавец не хочет возвращать деньги или менять купленный товар на другой. Один из них оставить себе и попросить указать на нем Ф. И. О. продавца, должность и дату приема претензии, а второй передать продавцу. Если он отказывается подписать претензию, ее можно отправить по почте заказным письмом;
  3. Дождаться возврата денег в течение 10 дней. В указанный срок входит как рассмотрение претензии, так и возможная экспертиза товара;
  4. Обратиться в суд, если продавец не удовлетворил просьбу.

Как вернуть технически сложный товар

К технически сложным товарам относятся транспортные средства, офисная техника (МФУ, принтеры, факсы), электроника (телевизоры, компьютеры), цифровое оборудование (телевизоры, фотоаппараты), бытовая техника (холодильники, стиральные машины) и другие товары. Их полный список утвержден Правительством РФ.

При покупке такого товара покупатель имеет право его осмотреть и проверить работоспособность. Если в дальнейшем окажется, что он надлежащего качества, его не получится вернуть или обменять.

Если оказалось, что в технически сложном товаре есть недостатки и с момента покупки прошло не более 15 дней, от продавца можно требовать возврата всей суммы покупки или замены на другой товар с перерасчетом цены. Продавец должен удовлетворить требование покупателя о замене в течение семи дней с момента обращения. Если качество товара нужно проверить дополнительно, срок увеличивается до 20 дней. Удовлетворить требование о возврате денег продавец должен в течение 10 дней.

Бывает, что на технически сложный товар не установлен гарантийный срок или он истек. Если с момента покупки не прошло двух лет, покупатель имеет право вернуть или обменять товар, если экспертиза покажет производственный брак. Однако в этом случае покупатель должен сам оплатить экспертизу. Деньги за нее можно будет вернуть, если производственный брак подтвердится.

Юрист Дарья Эйвенман напомнила, что по соглашению между потребителем и продавцом потребитель может не передавать продавцу товар на экспертизу, а предоставить заключение экспертизы сторонней организации. В этом случае продавец должен возместить потребителю расходы на проведение экспертизы, поскольку пункт 5 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей» предусматривает проведение экспертизы за счет продавца.

При любом варианте ситуации покупателю нужно составить письменную претензию к продавцу в двух экземплярах. В ней нужно четко сформулировать все требования и приложить имеющиеся документы. Если продавец отказался исполнить претензию, можно обращаться в суд.

Как по закону происходит ремонт техники

Если с момента покупки прошло уже более 15 дней, а техника неисправна, от продавца можно требовать только соразмерное снижение цены или гарантийный ремонт. Ремонт не может продолжаться более 45 дней. Когда он завершится, нужно взять в сервисе документ с указанием причины поломки.

Если срок ремонта превысил 45 дней или в товаре есть существенный недостаток, можно требовать у продавца замены на другой товар или возврата денег. Этого же можно требовать, если каждый год гарантийного срока товар невозможно использовать более 30 дней из-за неоднократных ремонтов. На время ремонта продавец, по требованию покупателя, в течение трех дней должен предоставить ему в пользование аналогичный товар. Это правило не касается только мототехники, автомобилей, прицепов, судов и плавательных средств, а также товаров, которые используют инвалиды.

Если в ответ на претензию продавец и покупатель не достигли согласия по вопросу причин возникновения недостатков товара, продавец должен назначить экспертизу. Причем провести ее он должен за свой счет. Потребитель имеет право при ней присутствовать и, если не согласен с методами ее проведения или результатами, обратиться в суд.

Если в результате экспертизы окажется, что недостатки были производственными, продавец должен вернуть деньги покупателю или обменять товар на аналогичный (в зависимости от желания покупателя). Если же результаты экспертизы покажут, что недостатки появились в товаре в процессе эксплуатации, покупатель обязан возместить стоимость экспертизы.

Бывает и так, что товар вернули после ремонта и продавец утверждает, что недостаток устранили, а на самом деле дефект остался. В случае, когда недостаток невозможно устранить, или это требует больших расходов или длительного времени, или он проявляется неоднократно, покупатель имеет право потребовать возврата денег или замены на товар надлежащего качества по своему выбору. Что можно считать неустранимым недостатком, перечислено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ.

Действует ли гарантийный срок для товаров, ввезенных по параллельному импорту

Что касается параллельного импорта, на такие товары нет гарантии производителя. А продавец может устанавливать ее по своему усмотрению. Если гарантии нет, а товар бракованный, покупателю нужно провести экспертизу за свой счет, а результаты предъявить продавцу. Если тот отказывается вернуть деньги, обменять товар или отремонтировать его за свой счет, покупателю нужно обращаться в суд, предоставив результаты экспертизы.

Крупные торговые сети обычно устанавливают собственную гарантию на товар. Это значит, что в случае брака магазин или вернет деньги за покупку, или отремонтирует товар в сервисном центре, с которым у него заключен договор. Даже в том случае, когда товар куплен по параллельному импорту.

В любом случае желательно еще до покупки выяснить, есть ли на конкретную вещь гарантия.

Как вернуть технику при покупке в интернет-магазине

Когда покупатель заказывает товар, который в момент покупки не может потрогать, это дистанционная торговля, регулируемая законом. Его дополняет Постановление Правительства РФ. Важно, что правила дистанционной торговли распространяются только при покупке у юридического лица или ИП. То есть, например, покупка у физлица на «Авито» не будет считаться дистанционной.

Какую технику можно вернуть, если купил ее онлайн? Вернуть можно любой товар, есть только два исключения. Первое — не получится вернуть технику, если ее изготовили по индивидуальному заказу. Например, автомобиль с индивидуальным дизайном салона, который выполнили специально для конкретного покупателя. Второе — технику, которая при покупке офлайн считается невозвратной и ее привез курьер, а покупатель вскрыл при нем упаковку и принял товар.

В целом с интернет-покупками все гораздо проще, чем с покупками в офлайн-магазине. Товар можно вернуть, не объясняя причины. Однако не стоит вскрывать фабричную упаковку, срезать ярлыки или пытаться пользоваться вещью, чтобы с возвратом не было проблем.

Как вернуть технику в интернет-магазин?

Если товар еще не доставлен. Отказаться можно в любой момент.

Если товар уже получен. В этом случае товар можно вернуть в течение семи дней после дня его получения. Если товар уже привезли, придется самостоятельно отправлять его по почте или нанимать курьера. Адрес для доставки обычно указан на сайте интернет-магазина. Если в городе покупателя есть пункт выдачи (ПВ), куда можно привезти товар для сдачи, нужно привезти туда сам товар и заявление на возврат. Когда товар примут, сотрудник ПВ даст покупателю акт о возврате или накладную.

В обязанности продавца входит вложить в посылку памятку с правилами возврата. Если товар доставил курьер, он попросит подписать документ, в котором приведены эти правила. Если этой информации нет, срок отказа увеличивается с семи дней до трех месяцев. Кроме того, срок увеличивается, если информация не была предоставлена на русском языке. Для подтверждения лучше снять вскрытие посылки на видео.

Если ПВ нет и возвращать товар нужно почтой или курьером, сначала нужно отправить продавцу заявление на возврат заказным письмом на его юридический адрес. Кроме того, стоит отправить копию и на адрес электронной почты. В письме нужно указать, каким способом покупатель хочет получить деньги, и уточнить, на какой адрес можно отправить покупку. Юридический адрес обычно есть на сайте интернет-магазина, также его можно посмотреть на сайте ФНС, если продавец не ИП.

Когда продавец подтвердит возможность возврата и укажет адрес для доставки товара, можно его отправлять, но лучше заказать опись вложения, чтобы можно было доказать, что конкретно возвращали. Оплачивать доставку до продавца или курьера придется покупателю. Кроме того, продавец имеет право удержать с покупателя сумму фактически понесенных расходов — например, доставки до него, даже если для покупателя она была бесплатной.

Продавец обязан вернуть деньги в течение 10 дней с момента обращения покупателя. При этом, если была сделана опись вложения посылки, неважно, успел ли продавец получить товар назад.

Если нужно вернуть технику, купленную на маркетплейсе, в первую очередь нужно изучить правила конкретной площадки по возврату и обмену. Как правило, сначала нужно связаться на самой площадке с продавцом, а после конкретной договоренности отнести покупку на ПВЗ самостоятельно. По закону требование о возврате должны рассматривать не дольше 10 дней, устранить недостатки — не дольше чем за 45 дней, заменить товар — не более чем за семь дней. Проверка качества может длиться до 20 дней. При нарушении указанных сроков продавец должен возместить покупателю неустойку — 1% в день от стоимости товара. Большинство требований покупателей удовлетворяют. Если этого не произошло, а покупатель уверен в своей правоте, можно написать повторное обращение со ссылкой на памятку Роспотребнадзора.

Как быть, если товар был куплен в кредит

На покупки, сделанные в кредит, тоже распространяется закон о защите прав потребителей. В нем указано, что при возврате товара ненадлежащего качества, купленного в кредит, продавец должен вернуть покупателю сумму, которую тот уже погасил по кредиту, включая проценты за это время и другие платежи по кредитному договору. Также покупатель должен уведомить банк о том, что товар вернулся в магазин. Порядок уведомления обычно указан в кредитном договоре или его можно уточнить в самом банке.

Что делать, если продавец отказал в обмене, ремонте или возврате

Если покупатель передал продавцу претензию, а тот ее игнорирует или дал неудовлетворительный ответ, стоит обратиться в Роспотребнадзор. Кроме того, параллельно можно обратиться в суд. При этом можно требовать с продавца неустойку — 1% от стоимости покупки за каждый день просрочки выполнения требования. Дополнительно суд может обязать его выплатить штраф 50% от взысканной суммы. Если товар был куплен в кредит, проценты тоже заставят погасить продавца.

Например, в кредит был куплен телевизор за 48 000 рублей. Он оказался неисправным, и покупатель хочет заменить товар, о чем направил претензию 1 апреля 2023 года. Через семь дней ему никто не ответил, и с 8 апреля 2023-го неустойка за каждый день составляет 480 рублей. Покупатель подает в суд, идет рассмотрение, неустойка продолжат накапливаться. Суд выносит решение 1 июля 2023 года в пользу покупателя. К этому времени продавец должен:

  • За саму покупку — 48 000 рублей;
  • Неустойку за 84 дня — 40 320 рублей;
  • За моральный ущерб (если было указано в иске) — 2000 рублей (больше обычно не назначают);
  • Судебные расходы (заказные письма, расходы на юриста и т. д.) — 10 000 рублей;
  • Штраф 50% за неисполнение требования покупателя — 50 160 рублей.

В общей сложности 150 480 рублей.

Юрий Александров, директор и учредитель ООО «Юридическая компания «А.Лигал», рассказал, как вести себя в ситуации, когда продавец никак не реагирует на обращение покупателя:

«Если продавец бездействует, несмотря на сообщение покупателя о недостатке товара, первоначально следует обратиться с письменной претензией, в которой указать, что был куплен товар, в нем обнаружены недостатки, и покупатель требует замены, ремонта, уменьшения цены товара либо возврата денег за него. Срок рассмотрения такой претензии, согласно ст. 22 закона о защите прав потребителей (ЗоЗПП), составляет 10 дней. Если в указанный срок претензия не удовлетворена, следует обратиться в независимую экспертизу для подтверждения недостатков, о дате и времени проведения экспертизы необходимо уведомить продавца.

Далее, если требования покупателя остаются неудовлетворенными, а досудебная экспертиза подтверждает наличие недостатков, можно обратиться в суд с иском к продавцу об обязании его провести ремонт товара с установлением судебной неустойки за просрочку исполнения, либо с требованием о возмещении своих расходов на ремонт товара, либо с требованием о расторжении договора и возврате денег. Вместе с такими требованиями также стоит предъявить требование о взыскании убытков, неустойки по ст. 23 закона в размере 1% за каждый день просрочки, компенсации морального вреда, взыскании штрафа по ст. 13 ЗоЗПП в размере 50% от цены иска, а также расходов на юриста. Кроме суда, можно обращаться в контролирующие органы — Роспотребнадзор и прокуратуру».