3 схемы мошенничества и как от них защититься
Мошенники начали притворяться работниками коммунальных служб, подделывать голос близких людей и писать от имени начальников на работе. Вот как не отдать им свои деньги.
«Коммунальные службы» ?
Мошенники начали представляться сотрудниками коммунальных служб и энергетических компаний, пишут «Известия». В ходе беседы они согласовывают проверку счетчиков или обещают скидки на услугу, а затем запрашивают код из СМС для доступа к Госуслугам. Этого достаточно, чтобы оформить кредит на человека и заполучить деньги. От этой схемы уже пострадали десятки человек, а ущерб исчисляется миллионами рублей.
Что должно насторожить:
- Позвонили из коммунальной службы или обслуживающей компании. Обычно специалисты ЖКХ не звонят. Исключение: вы оставили заявку на услугу или произошла коммунальная авария.
- Звонящий просит код из СМС. Это главный признак мошенников.
Как защититься:
- Установить на телефон программу, предупреждающую о спаме. Несколько вариантов есть в нашей статье «Приложения для защиты от спам-звонков и мошенничества».
- Класть трубку каждый раз, когда кто-то просит код из СМС.
- Позвонить в коммунальную службу, которая якобы вам звонила, по номеру, указанному на ее официальном сайте, чтобы убедиться в том, что вас не искали.
«Голосовое от мамы» ❤️
Мошенники могут получить доступ к аккаунту одного из близких людей в мессенджерах или соцсетях. Там они находят голосовые сообщения и с помощью искусственного интеллекта делают новое сообщение с просьбой выслать деньги.
Что должно насторожить:
- Любая просьба, связанная с деньгами, от близкого человека.
- Нетипичная форма просьбы. Например, ваш знакомый обычно пишет сообщения, а просьба выслать деньги пришла «голосом».
- Странный голос или слова, которые собеседник редко произносит в жизни.
- Номер карты или имя получателя денег могут отличаться от настоящих. Например, собеседник дает новый номер карты или по номеру телефона получателем оказывается другой человек.
Как защититься:
- Поставить сложный пароль на соцсети и мессенджеры, который включает заглавные буквы и спецсимволы. Желательно, чтобы он был максимально нелогичен. Эксперты рекомендуют менять пароль каждые три месяца.
- Там, где возможно, установить двухфакторную идентификацию, которая предполагает ввод пароля и кода из СМС.
- Игнорировать любую просьбу денег онлайн. Перезвонить близкому по телефону и спросить, все ли у него в порядке.
«Сообщение от руководителя» ?
Сценарий такой: в мессенджер приходит сообщение от руководителя компании или главы какого-то подразделения. В нем говорится о проверке деятельности спецслужбами и риске увольнения. Для решения вопроса предлагается перевести определенную сумму денег.
Что должно насторожить:
- Сам факт обращения руководителя к подчиненному по финансовому вопросу.
- Сообщение от руководителя в мессенджере, не использующемся для рабочей коммуникации. Или сообщение от руководителя, который прежде не писал.
- Секретность. Собеседник просит никому не рассказывать подробности переписки, поскольку это может вызвать проблемы.
- Срочность. Деньги нужно перевести как можно быстрее.
- Любая просьба о деньгах в мессенджере.
Как защититься:
- Прекратить переписку и позвонить своему непосредственному руководителю на работе с просьбой проверить информацию.
- Коммуникацию по рабочим вопросам вести в специальных мессенджерах.
- Игнорировать любые сообщения, где есть просьба, связанная с деньгами.