Единый налоговый счет: как работает новая система уплаты налогов

С 2023 года в России появился единый налоговый счет (ЕНС). Предполагается, что этот инструмент поможет избежать ошибок при уплате налогов и сделает этот процесс удобнее и проще. Рассказываем, как работает новая система и как теперь платить налоги.

Что такое единый налоговый счет

ЕНС — это единый виртуальный счет, с которого налоги будут списываться в бюджет. Теперь не нужно отдельно считать каждый налог и проверять реквизиты в разных документах на оплату. Все деньги будут собраны на одном счету, а после — автоматически списаны налоговой в разные инстанции.

Для того, чтобы получить ЕНС, специально ничего делать не придется. У каждой организации, а также у ИП и физлица счет появится автоматически в личном кабинете налогоплательщика (компаний или индивидуального предпринимателя).

Как теперь платить налоги

Для этого нужно использовать единый налоговый платеж (ЕНП). С его помощью вы зачисляете деньги на ЕНС по единым реквизитам (по сути, просто пополняете свой счет). Когда придет время, со счета автоматически спишут следующие налоги:

  • Налог на прибыль;
  • НДС;
  • НДФЛ;
  • Страховые взносы, кроме взносов на травматизм;
  • Имущественные налоги (транспортный и земельный, а также налог на имущество);
  • Акцизы;
  • Водный налог;
  • Налог на добычу полезных ископаемых;
  • Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
  • Налог на игорный бизнес;
  • Налоги при спецрежимах налогообложения (УСН, АУСН, ЕСХН, ПСН);
  • Торговый сбор.

При этом есть три платежа, которые можно оплатить как по ЕНС, так и отдельно — сбор за пользование объектами животного мира, сбор за пользование объектами водных биоресурсов, налог на профессиональный доход (для самозанятых). А также есть платежи, которые нужно оплачивать отдельно — это все госпошлины и страховые взносы на травматизм.

Итак, чтобы оплатить налоги через единый налоговый счет, нужно пополнить его на необходимую сумму в личном кабинете на сайте ФНС России или сформировать платеж в учетной (бухгалтерской) системе. После чего специалисты ФНС сами распределят средства.

Обратите внимание, что, если налог платится авансом (например, УСН), нужно заранее сообщить рассчитанную сумму в ФНС с помощью уведомления. Сделать это можно в личном кабинете на сайте ФНС, по почте или через оператора электронной отчетности.

Что такое сальдо ЕНС

Сальдо ЕНС — это разница между деньгами, которые поступили на счет, и вашими обязательствами по налогам. То есть если сальдо оказалось больше 0 — значит, денег на счету было больше, чем необходимо было заплатить в бюджет. Если сальдо 0 — вы рассчитались по всем обязательствам. Когда сальдо меньше нуля — это означает, что у вас есть задолженность по налогам.

Если на счету остались лишние деньги, ими можно воспользоваться в будущем. Также переплату можно вернуть — для этого нужно подать заявление в налоговую.

Когда уплачивать налоги

Вместе с появлением новой системы обновились и правила уплаты налогов и сдачи отчетности. Теперь срок сдачи отчетности единый — это 25 число каждого месяца. Уплатить налоги нужно до 28 числа каждого месяца.

При этом есть одно исключение для физлиц. Они могут оплатить имущественный налог до 1 декабря.

Коротко

Итак, с 2023 года уплачивать налоги нужно с помощью единого счета. Преимущества ЕНС:

  • Простота. Все налоги можно будет оплатить одним платежом по единым реквизитам;
  • Удобство. Не нужно запоминать сроки предоставления каждой отчетности и уплаты налогов — теперь они едины;
  • Прозрачность. Деньги лежат на одном счете, поэтому налогоплательщику легко понять, должен ли он что-то еще государству или, наоборот, после уплаты налогов осталось положительное сальдо.