Чарджбэк: как вернуть деньги на карту и не сесть в лужу

Оплата товара или услуги банковской картой – это современно, быстро и удобно. Правда, иногда при проведении таких операций возникают недоразумения. Но даже если оплаченная картой вещь не получена, проблема может быть урегулирована и без обращения в суд – с помощью чарджбэка.

Что такое чарджбэк

Чарджбэк (англ. chargeback, возвратный платёж) – это операция отмены транзакции, проведённой с использованием банковской карты. Её конечный результат – возвращение суммы, потраченной при оплате товара или услуги. Деньги безакцептно списываются со счёта получателя (банка-эквайера), а обязанность доказывать обоснованность первоначальной транзакции переходит к продавцу.

Чарджбэк возможен только в ситуациях, когда при проведении транзакции используются реквизиты банковской карты и ресурсы платёжной системы, например при оплате через POS-терминал или интернет.

Если операция производится через систему интернет- или мобильного банкинга, то платёжная система может и не задействоваться. В этом случае для опротестования транзакции используются другие механизмы.

Как это работает

Чарджбэк никак законодательно не регламентирован. Это элемент правил платёжных систем, которые устанавливают обязательства банков перед держателями карт.

Банк, работающий с платёжной системой, обязан рассмотреть проблемную ситуацию и постараться её урегулировать.

Схема чарджбэка в упрощённом виде выглядит следующим образом. Если владелец банковской карты считает, что транзакция должна быть отменена, а деньги возвращены, ему необходимо обратиться в обслуживающий банк-эмитент. Тот запрашивает у клиента описание ситуации, в том числе основания для отмены транзакции, и отправляет банку-эквайеру требование совершить возвратный платёж. Банк-эквайер самостоятельно или с участием торговой точки проводит расследование.

По результатам этого расследования возвратный платёж может быть выполнен, а может быть и не выполнен. Если он выполняется, то это может делаться за счёт средств торговой точки или банка-эквайера, в зависимости от того, кто явился источником проблемы.

В случае, если стороны к соглашению не приходят, задействуется механизм арбитража платёжной системы.

Основания для оспаривания транзакций

Если вы оформляете банковскую карту, например дебетовую карту Сбербанка, то рассчитываете на то, что будете пользоваться ею без проблем. Но жизнь, как известно, любит преподносить сюрпризы, в том числе и неприятные. К ним надо быть готовым и знать, что пострадавший владелец карты без поддержки не останется.

Инициировать чарджбек держатель карты может в следующих ситуациях:

  • товар или услуга не были предоставлены полностью или частично;
  • товар или услуга не соответствуют заявленным;
  • имело место явное мошенничество со стороны продавца, например исчез интернет-магазин;
  • при оплате было списано больше средств, чем стоила покупка;
  • за одну покупку деньги списались два раза;
  • средства списались за покупку, которую держатель не совершал;
  • совершена неавторизованная транзакция и др.

Ограничения для чарджбэка

Правилами платёжных систем предусмотрены перечни оснований для оспаривания транзакций с указанием кодов, сумм и сроков.

Платёжная система Visa устанавливает для большинства оснований срок оспаривания в 120 дней, для некоторых – 75 дней. Отсчёт сроков начинается, как правило, с момента совершения транзакции, а при неполучении товара или услуги – с последнего дня ожидания получения. Если после совершения операции прошло 540 дней, то оспорить её будет невозможно. Минимальная сумма, по которой может быть запущена процедура чарджбэка – 25 долл.

Mastercard также устанавливает для оспаривания в основном срок в 120 дней, в некоторых случаях – 45 или 90 дней. Минимальная сумма не ограничена.

В рамках национальной системы платёжных карт (НСПК) сроки оспаривания в зависимости от оснований варьируются от 30 до 540 дней, по большинству оснований они составляют 60 или 120 дней.

Действия покупателя

Если держатель карты считает, что есть основания для оспаривания транзакции, и причина – неправомерные действия продавца, то ему стоит попытаться урегулировать проблему с продавцом. Возможно, последний согласится добровольно вернуть деньги. Но даже если этого не произойдёт, у держателя будет подтверждение отказа продавца, которое окажется полезным при дальнейших действиях.

Держатель карты для инициирования процедуры отмены транзакции и возврата денег должен обратиться в банк-эмитент с заявлением об оспаривании транзакции.

Образец заявления о несогласии с транзакцией Банка Уралсиб

К заявлению прикладываются доказательства (они необходимы не во всех случаях) – переписка с продавцом, чеки, распечатки скриншотов и т.д.

При этом следует иметь в виду, что о чарджбэке не имеют понятия многие сотрудники банков.

В этом случае придётся проводить ликбез или, как минимум, требовать принять заявление с отметкой о принятии.

После этого заявителю остаётся ждать ответа. Как правило, сроки урегулирования ситуации составляют 1-2 месяца. Если заявитель получает отказ, то его нужно проанализировать. Иногда финучреждения устанавливают собственные сроки для оспаривания транзакций в нарушение правил платёжных систем. Также отказ может быть получен на основании мотивированных возражений продавца.

Если банк отказывается принимать заявление или ничего не делает по нему, то можно обратиться в суд с иском о нарушении прав потребителя.

Штраф за необоснованно опротестованный платёж

Если держатель намерен оспорить транзакцию, совершённую по карте, это вовсе не означает, что во всех случаях правда будет на его стороне. Кроме злого умысла в виде попыток «стрясти» деньги, заплаченные за полученный товар или услугу, может иметь место элементарная забывчивость или невнимательность.

Также воспользоваться картой может другой человек, имеющий к ней доступ, например член семьи держателя, и не сообщить о проведённой операции владельцу. Поэтому, прежде чем приступать к оспариванию транзакции, следует проанализировать все данные по совершённой операции, например через систему интернет-банкинга, и опросить своих близких.

За необоснованное оспаривание операции банк-эмитент вправе применить к клиенту штрафные санкции.

Если по результатам проведённого расследования выяснится, что спорная транзакция была проведена без нарушений, с держателя может быть удержана комиссия. О наличии комиссии и её размере узнавайте при обращении в банк, или изучите тарифы обслуживания. Например, за расследование необоснованной претензии в Абсолют Банке с клиента взыщут 1200 руб. (25 долл. или 20 евро), в Русфинансбанке и Новикомбанке – 1500 руб., в Москоммерцбанке – 850 руб.

Чарджбэк или суд?

Чарджбэк – не единственная возможность урегулировать проблемную ситуацию. В ряде ситуаций есть смысл обратиться в суд с иском к продавцу. Но делать это целесообразно, если продавец «живой» (доступный), а доказательства его вины убедительны. В этом случае есть возможность «слупить» с недобросовестного продавца не только деньги за неполученный товар или услугу, но и компенсацию за моральный ущерб.

Опротестование транзакций и возвратные платежи – явления нечастые. Но если вы считаете, что деньги на вашу карту должны вернуть, то этого следует добиваться, даже если речь идёт о небольшой сумме. Ошибки, а тем более злонамеренные действия, не стоит прощать, их надо или исправлять, или пресекать.

Выгодные ставки по вкладам

Выбирайте и открывайте депозиты в разных банках в одном личном кабинете

Читайте также