Почему отказывают в кредитах с хорошей кредитной историей

Хорошая кредитная история — весомый аргумент в пользу заемщика, но даже идеальное финансовое прошлое не гарантирует получение кредита. Причиной для отклонения заявки может послужить целый ряд факторов. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные.

Положительная кредитная история — один из основных критериев оценки заемщика, на который опираются банки при рассмотрении возможности выдать ссуду. При этом, некоторые клиенты с безупречной финансовой репутацией все равно сталкиваются с отказами. Причиной для отклонения заявки может послужить целый ряд факторов.

Недостоверная информация в кредитной истории

Заемщики, исправно выплачивающие кредиты и не допускающие просрочек полагают, что их кредитная история (КИ) идеальна.

Однако, иногда банки не вовремя передают сведения в бюро кредитных историй (далее — БКИ) или вовсе допускают ошибки. Это негативно сказывается на репутации клиента и препятствует получению нового займа.

Эксперты рекомендуют ежегодно проверять собственную КИ. В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 218-ФЗ каждый человек имеет право бесплатно запросить свое досье в БКИ один раз в год. Если в нем обнаружится недостоверные данные — их можно оспорить.

Для этого необходимо составить письменное заявление в адрес БКИ с указанием ошибочной информации и отправить его по почте или передать при личном обращении. Специалисты БКИ сделают запрос в финансовую организацию, которая предоставила данные, с просьбой проверить их правильность. В течение 14 рабочих дней кредитор обязан либо внести изменения в КИ, либо оставить все без изменений, если информация достоверна. БКИ предоставляет письменный ответ в срок до 30 дней с момента получения заявления клиента. Кроме того, клиент может обратиться напрямую в банк с требованием откорректировать сведения, не соответствующие действительности.

Закредитованность заемщика

Закредитованность означает высокую долговую нагрузку, которая возникает при выплате нескольких займов одновременно. В процессе рассмотрения заявки клиента банки оценивают достаточность дохода для обслуживания займа. Поэтому даже добросовестные заемщики, точно в срок исполняющие обязательства по кредитам, не застрахованы от отказа по этой причине.

Низкий скоринговый балл

Скоринг — система оценки заемщиков, в основе которой лежат статистические методы. С помощью скоринга оценивается вероятность невыплаты кредита человеком, отнесенным к определенной группе риска. Скоринговая модель анализирует три основные совокупности критериев:

  1. Персональные и демографические данные (пол, возраст, семейное положение, состав семьи, наличие иждивенцев).
  2. Материальная обеспеченность (уровень заработной платы, соотношение доходов и расходов, имущество в собственности, наличие дополнительных источников дохода или долговых обязательств).
  3. Сопутствующая информация (образование, профессия, продолжительность трудового стажа).

По итогу потенциальному заемщику выставляется балл. Он может являться окончательным решением предоставлять или нет кредит (применяется в экспресс-кредитовании, когда заявка рассматривается считанные минуты) или носить рекомендательный характер. В таком случае кредитный эксперт позвонит по указанным телефонам и проведет дополнительную проверку предоставленных данных.

Если скоринговая система конкретного банка выставила низкий балл и последовало отрицательное решение по заявке — не стоит отчаиваться. Стоит обратиться в другую финансовую организацию, где используются другие критерии для анализа.

Целевое назначение кредита

Очень часто можно услышать, что потребительский кредит выдается на любые цели. Это утверждение не совсем верно.

Стоит потенциальному заемщику указать в анкете, что заемные средства планируется потратить на развитие бизнеса или закрытие кредита в другом банке — последует отказ.

Дело в том, что для этих целей предусмотрены отдельные программы кредитования: займы для бизнеса, рефинансирование.

Субъективная оценка кредитного специалиста

В некоторых банках при заполнении кредитной заявки специалист должен дать собственную оценку потенциальному заемщику. На мнение банковского сотрудника могут повлиять:

  1. Внешний вид потенциального заемщика. Оценивается одет ли человек по погоде, подходит ли одежда по размеру, общая ухоженность, наличие криминальных татуировок. Это может показаться странным, но оформление займов на переодетых бомжей по поддельным документам — не редкость.
  2. Поведение. Подозрение может вызвать клиент, который сильно нервничает, избегает зрительного контакта. Алкогольное или наркотическое опьянение — однозначная причина для отклонения заявки.
  3. Уверенность при ответах на вопросы. Часто бывает, что менеджер спрашивает о том, что и так понятно из предоставленных документов. При этом он анализирует, насколько человек быстро и точно отвечает.
  4. Наличие у клиента каких-то предметов, говорящих о платежеспособности. Например: ювелирные украшения, ключи от автомобиля.

Чтобы минимизировать человеческий фактор, даже клиенту с положительной кредитной историей стоит позаботиться об опрятном внешнем виде и минимально подготовиться к интервью.

Размер запрашиваемого кредита

Банк может отказать в предоставлении займа, если клиент запрашивает слишком маленькую сумму. Например, заемщик зарабатывает 60 000 рублей в месяц и просит ссуду 10 000 рублей. Во-первых, это просто подозрительно, во-вторых можно предположить, что долг будет погашен досрочно через 1–2 месяца. Часто банк не видит выгоды в кредитовании такого клиента.

Читайте также