Положительная кредитная история — один из основных критериев оценки заемщика, на который опираются банки при рассмотрении возможности выдать ссуду. При этом, некоторые клиенты с безупречной финансовой репутацией все равно сталкиваются с отказами. Причиной для отклонения заявки может послужить целый ряд факторов.
Заемщики, исправно выплачивающие кредиты и не допускающие просрочек полагают, что их кредитная история (КИ) идеальна.
Однако, иногда банки не вовремя передают сведения в бюро кредитных историй (далее — БКИ) или вовсе допускают ошибки. Это негативно сказывается на репутации клиента и препятствует получению нового займа.
Эксперты рекомендуют ежегодно проверять собственную КИ. В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 218-ФЗ каждый человек имеет право бесплатно запросить свое досье в БКИ один раз в год. Если в нем обнаружится недостоверные данные — их можно оспорить.
Для этого необходимо составить письменное заявление в адрес БКИ с указанием ошибочной информации и отправить его по почте или передать при личном обращении. Специалисты БКИ сделают запрос в финансовую организацию, которая предоставила данные, с просьбой проверить их правильность. В течение 14 рабочих дней кредитор обязан либо внести изменения в КИ, либо оставить все без изменений, если информация достоверна. БКИ предоставляет письменный ответ в срок до 30 дней с момента получения заявления клиента. Кроме того, клиент может обратиться напрямую в банк с требованием откорректировать сведения, не соответствующие действительности.
Закредитованность означает высокую долговую нагрузку, которая возникает при выплате нескольких займов одновременно. В процессе рассмотрения заявки клиента банки оценивают достаточность дохода для обслуживания займа. Поэтому даже добросовестные заемщики, точно в срок исполняющие обязательства по кредитам, не застрахованы от отказа по этой причине.
Скоринг — система оценки заемщиков, в основе которой лежат статистические методы. С помощью скоринга оценивается вероятность невыплаты кредита человеком, отнесенным к определенной группе риска. Скоринговая модель анализирует три основные совокупности критериев:
По итогу потенциальному заемщику выставляется балл. Он может являться окончательным решением предоставлять или нет кредит (применяется в экспресс-кредитовании, когда заявка рассматривается считанные минуты) или носить рекомендательный характер. В таком случае кредитный эксперт позвонит по указанным телефонам и проведет дополнительную проверку предоставленных данных.
Если скоринговая система конкретного банка выставила низкий балл и последовало отрицательное решение по заявке — не стоит отчаиваться. Стоит обратиться в другую финансовую организацию, где используются другие критерии для анализа.
Очень часто можно услышать, что потребительский кредит выдается на любые цели. Это утверждение не совсем верно.
Стоит потенциальному заемщику указать в анкете, что заемные средства планируется потратить на развитие бизнеса или закрытие кредита в другом банке — последует отказ.
Дело в том, что для этих целей предусмотрены отдельные программы кредитования: займы для бизнеса, рефинансирование.
В некоторых банках при заполнении кредитной заявки специалист должен дать собственную оценку потенциальному заемщику. На мнение банковского сотрудника могут повлиять:
Чтобы минимизировать человеческий фактор, даже клиенту с положительной кредитной историей стоит позаботиться об опрятном внешнем виде и минимально подготовиться к интервью.
Банк может отказать в предоставлении займа, если клиент запрашивает слишком маленькую сумму. Например, заемщик зарабатывает 60 000 рублей в месяц и просит ссуду 10 000 рублей. Во-первых, это просто подозрительно, во-вторых можно предположить, что долг будет погашен досрочно через 1–2 месяца. Часто банк не видит выгоды в кредитовании такого клиента.