Как взять ипотеку на квартиру?
Основным документом, регламентирующим порядок приобретения в ипотеку недвижимого имущества, в том числе квартир, является федеральный закон «Об ипотеке (залоге имущества)» от 16.07.1998 №102 ФЗ. За почти 20 лет действия закона сформировалась обширная практика покупки жилья с использованием кредитных средств банков.
Сегодня эта процедура является достаточно отработанной и предполагает последовательность несложных, но ответственных действий. Зная, как получить ипотеку, схему приобретения квартиры может самостоятельно реализовать любой человек.
Важно, чтобы решение было осознанным, а возможности и риски тщательно проанализированы.
Если вы решили взять квартиру в ипотеку, то ваша жизнь на долгое может значительно измениться, поскольку структура расходов домашнего бюджета будет значительно перекроена.
Порядок оформления ипотеки на квартиру
Как оформить ипотеку на квартиру? Общая схема получения ипотечного кредита для приобретения жилья представляет собой поэтапный процесс:
- анализ своих предпочтений по приобретаемому жилью, исследование предложений недвижимости на рынке;
- анализ финансовых возможностей (на этом этапе следует определиться с параметрами квартиры, в том числе по её стоимости, оценить возможности по размерам первоначального взноса и ежемесячных выплат по будущему кредиту, наметить хотя бы ориентировочный срок погашения долга);
- поиск и подбор подходящих ипотечных программ, предлагаемых банками, «вылавливание» акционных и специальных предложений, ознакомление с требованиями к заёмщикам и документам, расчёт ипотечного кредита (график будущих выплат) с помощью онлайн-калькуляторов для соотнесения со своими возможностями;
- обращение в банк путём заполнения онлайн заявки-анкеты (такое практикуется практически во всех банках);
- личное посещение банка для получения консультации по выбранной программе, в результате которого вы получите чёткое понимание относительно требований к вам, как к потенциальному заёмщику, и параметров кредита (сумма, срок кредитования, размер первоначального взноса, процентная ставка);
- сбор документов, подача заявки для рассмотрения в кредитный комитет банка;
- сбор дополнительных документов после одобрения заявки, прежде всего касающихся объекта недвижимости (к этому моменту квартира для покупки должна уже быть подобрана в соответствии с требованиями банка);
- ознакомление с условиями договора ипотеки и кредитного договора, которые оформляются банком, их подписание;
- страхование приобретаемого жилья;
- оформление и регистрация сделки купли-продажи и ипотеки в территориальном органе Росреестра, расчёты с продавцом.
В результате поэтапного проведения этой процедуры вы становитесь: владельцем жилья; залогодателем; должником банка. И это ваш статус на долгие годы!
Отклонения от данной схемы, не слишком существенные, могут вызываться различными обстоятельствами. Так, если вы имеете право на получение помощи от государства в той или иной форме (для военнослужащих, молодых семей и некоторых других категорий граждан), то вам придётся обращаться за дополнительными документами в иные структуры, которые уполномочены реализовывать ту или иную программу господдержки – ФГУП «Росвоенипотека», другие государственные и муниципальные органы.
Какие документы нужны для ипотеки и как их подготовить?
Для рассмотрения заявки на получение ипотечного кредита в типовой состав документов включаются:
- анкета заёмщика (и созаёмщиком, если они есть);
- общегражданский паспорт;
- подтверждение финансовой состоятельности заявителя (трудовая книжка, справка о доходах по форме 2-НДФЛ или банка, их необходимо получить у работодателя).
Практикуемая многими банками программа ипотечного кредитования «По двум документам» предполагает представление только паспорта и иного удостоверения личности или СНИЛС.
После одобрения заявки в банк представляются:
- правоустанавливающие и правоподтверждающие документы, технический и кадастровый паспорта, справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам (берутся у продавца недвижимости);
- страховка от рисков гибели и повреждения приобретаемого жилья.
После того, как между банком и заёмщиком будут заключены договор ипотеки и кредитный договор, собирается пакет для регистрации сделки купли-продажи и обременения в органе Росреестра:
- паспорта продавца, покупателя-заёмщика, документы банка-кредитора;
- договор купли-продажи (составляется продавцом и заёмщиком-покупателем жилья самостоятельно или с помощью специалистов-юристов);
- договор ипотеки;
- правоустанавливающие и правоподтверждающие документы, технический и кадастровый паспорта, справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам;
- иные документы в соответствии с требованиями законодательства.