Поделиться
Утильсбор повысили: на сколько подорожают машины


Почему сбор повысили
Утилизационный сбор ввел в российское законодательство Федеральный закон от 28.07.2012 №128-ФЗ — деньги должны покрывать затраты на утилизацию транспортных средств. Это не налог, но сбор все равно обязательный: без него выпустить автомобиль на территории России или привезти его в страну из-за рубежа нельзя.
Для повышения утильсбора есть несколько причин:
1️⃣ Инфляционная корректировка. Ставки сбора не индексировали несколько лет, и их реальная стоимость с учетом инфляции снизилась. Повышение нужно, чтобы денег хватало для работы системы утилизации.
2️⃣ Попытка стимулировать российский автопром. Правительство использует сбор как инструмент промышленной политики. Новые правила сделают импортные машины менее конкурентоспособными, а инвестиции в местное производство — более привлекательными.
3️⃣ Поддержка экологических программ. Если в бюджет будет больше поступлений, это позволит расширить государственную программу утилизации старых автомобилей, что хорошо для экологической ситуации в стране.
Как утильсбор рассчитывали раньше
Сейчас утилизационный сбор можно оплатить двумя способами:
- Льготный вариант. Когда человек покупает машину и ездит на ней сам.
- Коммерческий. Он предназначен для компаний и автодилеров.
| Для физических лиц | Для юридических лиц |
|---|---|
| Если покупаете авто за границей для себя, размер сбора — 3400 ₽ за новую и 5200 ₽ за машину с пробегом. | Если машину покупают юрлица и дилеры, за новый автомобиль с двигателем 2-3 литра, сбор может доходить до 1,8 млн ₽. |
Из-за такой огромной разницы появился серый импорт: люди покупали машины как бы для себя, чтобы не платить коммерческие тарифы.
Сколько теперь нужно будет платить
📌 Главное изменение в 2025 году — стоимость сбора будет напрямую зависеть от мощности двигателя. Что еще поменяется:
- Право на низкий тариф — 3400 или 5200 ₽ — сохранится только для автомобилей с мощностью до 160 л. с.
- Все, у кого двигатель в машине мощнее 160 л. с., будут платить как бизнес — от 1 до 1,5 млн ₽ и выше.
- Хотя базовая ставка по-прежнему 20 000 ₽, на нее теперь будут умножать коэффициент в зависимости от «лошадиных сил».
Новая шкала расчета утильсбора в 2025 году
| Мощность двигателя | Утилизационный сбор |
|---|---|
| 160 л. с. | 3 400 или 5 200 ₽ |
| 160–190 л. с. | Около 1,2 млн ₽ |
| 220–250 л. с. | 1,3–1,4 млн ₽ |
| Свыше 300 л. с. | до 2 млн ₽ и больше |
Важно! Правило одного автомобиля в год, на который можно получить льготу, сохранится, как и запрет на продажу такой машины в течение года.
Для электромобилей льготный тариф будет действовать только при очень низкой мощности — например, до 80 л. с. по специальному замеру. Под это требование не попадают почти все современные электрокары, так что их владельцы будут платить по коммерческим ставкам.
Вывод
С ноября 2025 года размер утильсбора будет зависеть от мощности двигателя машины, а значит, покупатели электрокаров и большинства иностранных автомобилей мощностью свыше 160 л. с. лишатся льгот. Из-за этого премиальные автомобили станут ощутимо дороже, зато российские производители получат дополнительное конкурентное преимущество. Изменения должны стимулировать отечественный автопром и окончательно устранить схемы серого импорта.
Статья подготовлена на основе законодательных инициатив и проектов нормативных актов, актуальных на 9 октября 2025 года. На следующий день после выхода публикации в Государственную думу РФ поступило предложение отложить нововведения на неопределенный срок. Окончательные даты, когда новые правила расчета утилизационного сбора вступят в силу, на 13 октября 2025 года неизвестны. Мы следим за ситуацией и обновим материал, как только станут известны новые, официально подтвержденные детали реформы.
Обновление. 1 ноября 2025 года Правительство РФ утвердило постановление по новому способу расчета утильсбора: порядок, о котором мы рассказали выше, начнет действовать с 1 декабря 2025 года. Размер сбора для новых легковых автомобилей, включая параллельный импорт, электромобили и гибриды, будет зависеть от мощности двигателя — чем машина мощнее, тем выше сбор. Если вы ввозите иномарку мощностью до 160 л. с. для себя, для вас сохранится старый льготный тариф. При ввозе автобусов для междугородних и международных рейсов нужно будет предоставить от Министерства транспорта документ, подтверждающий, что транспорт будут использовать для перевозки пассажиров.
Чтобы получать самую актуальную и достоверную информацию, обращайтесь первоисточникам — например, к официальному сайту Министерства промышленности и торговли России.
Читайте также




















