Поделиться
Куда жаловаться на управляющую компанию: инструкция для каждого


Когда можно жаловаться на управляющую компанию
Управляющая компания отвечает за безопасное и комфортное проживание жильцов в многоквартирном доме (МКД). Вот что она делает:
- ремонтирует лифты;
- меняет лампочки в подъездах;
- заключает договоры на предоставление жильцам коммунальных услуг;
- следит за тем, чтобы инженерные системы были готовы к работе;
- зимой на придомовой территории чистит снег.
У управляющей есть и другие обязанности. Минимальный перечень работ, которые всегда выполняет УК, закрепляют Жилищный кодекс РФ и специальное постановление Правительства РФ. Жаловаться на компанию можно в следующих ситуациях:
1. УК не обслуживает и не следит за общим имуществом: лифтами, лестничными клетками, коридорами, мусоропроводами, крышами, придомовой территорией.
2. Затягивает с ремонтом общедомового имущества или вообще его не делает. Например, в подъезде сломался лифт, а его все никак не починят.
3. Неправильно начисляет плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Например, завышает тарифы или добавляет в квитанции новые услуги, которые компания не согласовала с собственниками квартир.
4. Не реагирует на обращения жильцов.
5. Не информирует собственников и квартиросъемщиков о проведении общего собрания жильцов, планах по ремонту или другим вопросам, касающимся многоквартирного дома.
6. Не следит за санитарным состоянием дома. Например, в помещениях есть неприятные запахи, сырость и плесень.
7. Не направляет жителям квитанции для оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Куда жаловаться на управляющую компанию
Если УК плохо выполняет или вообще не выполняет свои обязанности, жильцы вправе написать жалобу и отправить ее в одну из инстанций. Для начала — директору самой управляющей компании.
Как направить жалобу директору УК
1. Напишите ясное и подробное обращение, где укажите суть проблемы, а также даты и описание ситуаций, когда управляющая компания не выполнила свои обязательства. Включите в жалобу свои контактные данные. Если это возможно, подкрепите свою позицию подписями других жильцов.
2. Приложите к жалобе копии всех документов, подтверждающих ваши слова. Например, квитанции, фотографии, переписку с техподдержкой или данные о звонках на горячую линию УК.
3. Выберите способ отправки жалобы. Обращение можно передать:
Лично в офисе УК. Обязательно сделайте копию первого листа жалобы и потребуйте, чтобы человек, который принимает обращение, поставил на нем отметку о приеме документов.
Заказным письмом с описью вложений — отправьте его Почтой России на юридический адрес УК. Сохраните чек и опись вложений с печатью, на которой будет стоять дата отправки письма. Эти документы пригодятся, если придется жаловаться в государственные инстанции.
На официальный адрес электронной почты УК. Это лучше сделать дополнительно, а не в качестве основного способа: нет гарантии, что жалоба дойдет до УК.
4. Ждите ответа. По закону компания обязана ответить в течение 15 дней. Она должна рассмотреть ситуацию и рассказать о результатах своей работы, приложить ссылки на законы и документы. Ответ пришлют на электронную почту, если в обращении вы выбрали именно такой способ, или на почтовый адрес.
Как направить жалобу в Роспотребнадзор
В Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) стоит обратиться, если УК нарушает условия договора управления многоквартирным домом, навязывает ненужные услуги, завышает цены или предоставляет услуги низкого качества.
Важно! Прежде чем жаловаться в Роспотребнадзор, обратитесь с претензией в УК и получите от нее письменный ответ.
Чтобы подать жалобу в Роспотребнадзор, нужно, как и в случае с жалобой директору УК, подготовить подробное описание ситуации и приложить документы, которые подтверждают вашу позицию. Например, акты, письма, фотографии и ответы компании.
Когда все будет готово, подайте жалобу в территориальный отдел Роспотребнадзора. Можно приехать лично: например, в Москве адрес и часы приема территориального отдела можно узнать на сайте Управления Роспотребнадзора по городу Москве. Также отправить обращение можно Почтой России — заказным письмом с описью вложений. Сохраните копию жалобы и чек, подтверждающий отправку.
Как направить жалобу в Государственную жилищную инспекцию
Государственная жилищная инспекция — надзорный орган, который контролирует деятельность управляющих компаний. Он рассматривает все жалобы, связанные с работой УК, и выносит предписания об устранении выявленных нарушений. Кроме того, орган жилищного контроля может обратиться в суд с требованием:
- Признать недействительным решение общего собрания собственников квартир или членов товарищества, если его приняли с нарушениями закона.
- Ликвидировать товарищество собственников жилья или кооператив, если они не устранили нарушения в установленный срок.
- Признать недействительными договоры управления домом или оказания услуг, если не устранены нарушения закона о выборе управляющей организации и условиях договора.
- Защитить права собственников и арендаторов, если выявлены нарушения.
- Принудить УК к выполнению предписаний.
- Жалобу в территориальный орган жилищной инспекции можно подать через окно приема документов или электронную приемную, а также направить заказным письмом. Адреса и контакты жилищных инспекций есть на сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России.
Как направить жалобу в прокуратуру
Если жилищная инспекция не реагирует или затягивает с проверкой, направьте обращение в местную прокуратуру. Прокуратура вправе провести проверку не только в отношении работы УК, но и жилищной инспекции.
Обращение в прокуратуру должно быть таким же подробным, как и в предыдущих случаях. К нему приложите копию жалобы в Государственную жилищную инспекцию. Подать обращение можно лично, заказным письмом с описью вложений или через портал Госуслуг.
Чтобы восстановить жилищные права или оспорить решения общего собрания, собственник помещений в многоквартирном доме также может обратиться в суд. В этом случае стоит проконсультироваться с юристом — он поможет подготовить и подать иск.
Вывод
Жаловаться на управляющую компанию нужно, если она не выполняет свои обязательства по договору управления многоквартирным домом или игнорирует нормы закона. Чтобы подать жалобу, составьте текст обращения, подготовьте документы, подтверждающие ваши слова, и выберите способ отправки. Государственный орган рассмотрит обращение в течение 30 дней с момента, когда получит его и зарегистрирует.




















