Стоимость КАСКО 2013-2014

Как изменилась стоимость КАСКО в 2013 году? Каковы средние тарифы КАСКО на наиболее популярные автомобили России? Чего стоит ожидать отечественным автовладельцам в 2014 году? Попробуем ответить на эти важные вопросы в одной статье.

В 2013 году на рынке добровольного автострахования наблюдаются ощутимые перемены. Среднерыночная стоимость КАСКО выросла почти на 10%, при этом средний тариф наоборот сократился с 4,44% до 2,51%.

Какие факторы повлияли на стоимость КАСКО в 2013 году?

Рассчитать стоимость КАСКО в 2013 году можно было по самым низким тарифам за последние пять лет. При этом расценки на полисы добровольного страхования всё равно выросли. Какие факторы оказали наиболее ощутимое влияние на рынок?

Замедление темпов роста экономики и предкризисные ожидания

В 2013 году в России наблюдается резкое падение темпов экономического роста. Согласно прогнозу Центрального Банка (ЦБ) РФ, российская экономика должна прибавить порядка 1,8-2,0% по итогам 2013 года. При этом многие аналитики заявляют, что даже нижний порог данного прогноза – крайне оптимистичный. Реальный рост российской экономики составит порядка 1,5-1,8% годовых, что в два раза меньше, чем в 2012 году.

На этом фоне несколько завышенными кажутся оценки Международного Валютного Фонда (МВФ) относительно роста ВВП России в 2014 году на уровне 3,0-3,3%. Даже наиболее оптимистично настроенные российские аналитики, предсказывающие оздоровление российской экономики в новом году, называют гораздо более скромные цифры (порядка 2,0-2,5%). Пессимистические прогнозы предвещают кризис и стагнацию российской экономики на уровне +/- 0,5%.

Таблица 1. Рост ВВП Российской Федерации.

ГодРост ВВП России
20123,4%
2013 (Прогноз ЦБ РФ)1,8-2,0%
2014 (Прогноз МВФ)3,0-3,3%

Тревожные макроэкономические показатели ощутимо ударили по продажам новых автомобилей. При этом большую часть удара принял на себя сегмент бюджетных авто, а вот спрос на дорогие иномарки и по итогам года вырос:

  • Продажи наиболее дешёвых моделей российских и китайских автопроизводителей упали в среднем на 15-25%. Потенциальные покупатели авто данного сегмента предпочитают не тратить деньги на роскошь в преддверии возможного кризиса. Соответственно, желающих рассчитать стоимость КАСКО для бюджетного автомобиля в 2013 году стало меньше.
  • Продажи дорогих автомобилей наоборот выросли. Спрос на машины премиум-класса в России не подвержен ощутимым колебаниям даже во времена экономического спада. Более того, в преддверии кризиса в данном сегменте наблюдается значительный рост продаж, что объясняется желанием богатых потребителей вложить часть свободных средств в движимое имущество и тем самым защитить его от последствий слабеющей экономики. Вот почему спрос на продукцию таких производителей как Мерседес и BMW в 2013 году вырос на 15-30%. Соответственно, увеличились и объёмы страхования дорогих машин.

Увеличение объёмов добровольного автострахования дорогих машин и уменьшение спроса на АВТОКАСКО для наиболее дешёвых привело к значительному скачку средней стоимости страхуемых автомобилей. По данным Службы банка России по финансовым рынкам (СБРФР) в первой половине 2013 года этот показатель составил 1 620 000 рублей (против 880 500 рублей годом ранее).

Рост объёмов страхования кредитуемых автомобилей

Федеральная программа субсидирования автокредитов была запущена в ответ на резкое падение спроса на новые автомобили. За первое полугодие 2013 авторынок сократился сразу на 6-7%, что вынудило правительство вмешаться. Субсидии распространяются на все автомобили стоимостью до 750 000 рублей.

Как отмечают крупнейшие автодилеры страны, федеральная программа не изменила статус-кво. Падение проса на автомобили замедлилось, однако далеко не так ощутимо, как того ожидал рынок. По большей части субсидии не смогли заинтересовать новых покупателей – скорее льготными кредитами охотнее пользуются те, кто изначально планировал приобретать автомобиль за наличные.

Тем не менее, в контексте автострахования федеральная программа оказалась вполне успешной.

Спрос на автокредиты вырос почти на 15% по сравнению с прошлым годом, что напрямую повлияло на увеличение объёмов страхования кредитуемых транспортных средств. К сожалению, выдача субсидий скорей всего будет прекращена 1-го января 2014 года, а не в апреле как планировалось изначально. Сворачивание федеральной программы доступного автокредитования, безусловно, отразится на рынке добровольного страхования автомобилей. Если в новом году количество автокредитов уменьшится, пропорционально снизится и количество проданных полисов КАСКО.

Верховный суд (ВС) РФ обобщил судебную практику по имущественному страхованию

Наиболее значимые рекомендации ВС приведены ниже:

  • Компенсация по КАСКО должна выплачиваться вне зависимости от того, кто управлял автомобилем в момент аварии.
  • Оставление в машине ключей или регистрационных документов по неосторожности не является основанием для отказа в выплате компенсации в случае угона.
  • По договорам КАСКО расчёт стоимости восстановительного ремонта должен производиться без учёта износа автомобиля, даже если в страховом договоре указано обратное.
  • Страховая компания должна компенсировать утрату товарной стоимости автомобиля по КАСКО.

Рекомендации ВС РФ относительно рассмотрения дел по имущественному страхованию подверглись жёсткой критике со стороны страховщиков. По их мнению, опубликованные положения ущемляют интересы страховых компаний и приведут к активизации мошенников в ближайшем будущем.

Страховщики и эксперты страхового рынка в один голос предсказывали резкий скачок средней стоимости страховок КАСКО в ответ на рекомендации Верховного суда. Однако худшие опасения не сбылись – указанные выше нововведения не оказали существенного влияния на страховые тарифы в 2013 году. Судя по всему, страховые компании взяли паузу, чтобы выяснить, как именно суды будут применять новые положения.

Как показал 2013 год, судебная практика складывается явно не в пользу страховщиков.

Прямым следствием применения рекомендаций Верховного суда судами низших инстанций стало значительное увеличение расходной части страховых компаний. Общий уровень выплат на рынке добровольного страхования автомобилей в 2013 году составит порядка 71-73%, что на целых семь-девять процентов больше, чем годом ранее. Вот почему повышение тарифов в 2014 году в ответ на изменения рыночной конъюнктуры кажется вполне вероятным.

Стоит отдельно отметить, что применительно к некоторым страховщикам ситуация выглядит несколько иначе. Страховые компании, которые ранее систематически занижали размер компенсации по КАСКО или отказывали в выплатах, были вынуждены увеличить тарифы в ответ на рекомендации Верховного суда РФ уже в 2013 году.

Рост популярности специальных программ страхования

В 2013 году также отмечается рост спроса на специальные программы страхования, например:

  • Страхование только по ограниченному набору рисков (КАСКО за «полцены», «КАСКО 50 на 50» и др.).
  • Специальные программы для авто с пробегом старше 6-7 лет.
  • Частичное КАСКО от угона.

Кроме того, автовладельцы более активно пользуются интернет технологиями, которые позволяют покупать страховку близко к её номинальной стоимости. Калькуляторы КАСКО на сайтах страховых компаний и сторонних ресурсах в среднем показали двузначные цифры роста продаж в 2013 году. Такие тенденции объясняется двумя основными факторами:

  1. Экономические сложности в России вынуждают страхователей искать возможности экономии на КАСКО. Специальные программы позволяют застраховать автомобиль по определённым рискам, но при этом стоят сравнительно недорого.
  2. В ответ на ожидания автомобилистов страховые организации в последнее время значительно расширили линейку продуктов. В частности частичное КАСКО от угона недавно предлагали лишь единичные страховщики. Сегодня такой продукт доступен во многих компаниях (например, в «РЕСО-Гарантии», «Цюрихе», «Интач» и др.).

Повышенный интерес российских страхователей к специальным программам добровольного страхования привёл к снижению среднего страхового тарифа в 2013 году. Согласно статистике Службы банка России по финансовым рынкам, средний тариф по КАСКО в первом полугодии составил 2,5% против 4,4% годом ранее.

Данная статистика включает в себя все страховые договоры, в том числе «частичное КАСКО» и всевозможные специальные предложения (например, «КАСКО за полцены»). Такие полисы продаются по значительно более низким тарифам, поэтому нужно понимать, что «полное КАСКО» обойдётся несколько дороже:

  • В небольших областных центрах (например, в Архангельске, Белгороде или Орле) примерный тариф составляет около 4–5%.
  • В Москве и других крупных городах с более высокими рисками угона и ущерба средняя стоимость КАСКО равна 5-6%.

Итоговая статистика за 2013 год будет доступна лишь в первом квартале 2014-го. Если учесть, что до 55% договоров страхования традиционно заключается во втором полугодии, средние тарифы 2013, скорей всего, окажутся чуть выше приведённых значений.

Средняя номинальная стоимость страховки КАСКО в 2013 году вырастет почти на 10% по сравнению с прошлым годом и составит порядка 40 000 рублей. Как было сказано ранее, такая динамика обусловлена не столько повышением тарифов, сколько ростом оценочной стоимости страхуемых автомобилей. Цены на КАСКО в 2012 и 2013 годах, а также другие ключевые статистические показатели приведены в сводной таблице.

Таблица 2. Средняя стоимость КАСКО 2012-2013.

Средняя премия1 полугодие
2012 г.
По итогам
2012 г.
1 полугодие
2013 г.
По итогам
2013 г.
(прогноз)
Средняя страховая премия, руб.
(все договоры)
42 13840 54844 60843 500
Средняя страховая премия, руб.
(договоры физлиц)
38 86037 51640 90039 800
Средний страховой тариф
(договоры физлиц, полное КАСКО)
5,4%5,8%4,0%4,7%

Помните, что рассчитать стоимость КАСКО онлайн обычно можно несколько дешевле. Иногда выгодные тарифы предлагают также страховые агентства (брокеры).

По каким тарифам можно рассчитать стоимость КАСКО для популярных моделей автомобилей?

В Таблице 3 приведены среднерыночные тарифы на «полное КАСКО» по маркам автомобилей. Расчёт стоимости КАСКО производился для наиболее популярных моделей 2013 года с учётом средних расценок в таких городах как:

  • Москва.
  • Санкт-Петербург (СПб).
  • Самара.
  • Казань.
  • Другие крупнейшие города России.

Таблица 3. Страховые тарифы на популярные модели 2013.

Марка и модель
автомобиля
Страховой
тариф
Киа Рио6,23%
Киа Спортейдж3,64%
Лада Гранта5,14%
Лада Калина4,49%
Лада Ларгус5,33%
Лада Приора6,15%
Мазда 310,51%
Мазда 69,41%
Мазда CX 57,64%
Митсубиси Аутлендер6,12%
Ниссан Кашкай5,70%
Опель Астра4,83%
Рено Логан6,18%
Рено Дастер5,44%
Рено Сандеро5,75%
Тойота Камри7,17%
Тойота Королла8,91%
Тойота Рав 45,63%
Фольксваген Поло седан6,29%
Форд Фокус5,76%
Хендай Солярис5,98%
Хонда СРВ5,77%
Шевроле Круз4,85%
Шевроле Нива3,33%
Шкода Октавия4,50%

Модели Мазда 3, Мазда 6 и Мазда CX-5, а также Тойота Камри и Тойота Королла традиционно отличаются высокими тарифами ввиду их «популярности» у угонщиков. В таблице приведены усреднённые значения, при этом точная стоимость КАСКО страхования конкретного автомобиля зависит от многих параметров, в том числе:

  • Выбранной страховой компании и программы страхования.
  • Перечня водителей, вписываемых в полис.
  • Региона, где автомобиль зарегистрирован.
  • Наличия противоугонных систем и т.д.

Зачастую при расчёте КАСКО онлайн стоимость полиса высчитывается по более низким тарифам, чем те, что приведены в Таблице 3. Экономия достигается за счёт отсутствия вознаграждения посредникам.

Стоит ли ожидать роста стоимости КАСКО в 2014 году?

Вероятно, что стремительный рост продаж люксовых автомобилей в 2014 году всё же замедлится, поэтому ожидается снижение средней стоимости автомобилей, страхуемых по КАСКО. При этом рост тарифов вследствие увеличения расходов страховщиков весьма вероятен.

Рекомендации Верховного суда относительно порядка рассмотрения дел имущественного страхования привели к росту расходов страховых компаний. Поэтому в 2014 году ожидается пересмотр тарифов в сторону увеличения. Аналитики называют различные варианты повышения – от 10% до 30%. Однако почти наверняка все крупнейшие страховые компании страны (Росгосстрах, Ингосстрах, РЕСО-Гарантия, Альянс, ВСК, Согласие, Уралсиб, АльфаСтрахование, Цюрих и др.) в 2014 году будут осуществлять расчёт стоимости КАСКО по более высоким тарифам.

Если суммировать указанные факторы, прогнозируемая средняя стоимость полиса КАСКО для физлиц в 2014 году окажется на уровне:

  • 41-42 тысячи рублей по оптимистическим прогнозам.
  • 45-46 тысяч рублей по пессимистическим.

Сильные колебания тарифов до конца первого квартала 2014-го года маловероятны, поэтому у автовладельцев по-прежнему есть возможность купить страховку по привлекательным ценам 2013-го. Каждый пользователь портала «Страховой Гуру» может быстро рассчитать примерную стоимость КАСКО на калькуляторе и получить дополнительную выгоду: при расчёте стоимости КАСКО онлайн можно сэкономить до 15%.

Статья «Стоимость КАСКО 2014-2015».

ОСАГО с экономией до 78%

Рассчитаем стоимость ОСАГО в 16 страховых компаниях. Покупка полиса в несколько кликов, без комиссии, офисов и курьеров.

Читайте также